В каких случаях разрешено обсуждать поступки человека в его отсутствие?
Ответ:
Говорить за спиной человека то, что может ему не понравиться, является злословием и, без сомнения, запрещено в исламе. Злословие – это порицаемое качество, отвергаемое теми, кто обладает духовной чистотой и для кого является естественным следовать прямым путем. Всевышний Аллах в Коране сравнил злословие с поеданием покойного: «Не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (49:12)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) также порицал подобные действия и предостерегал от них. Многие из ученых-богословов причисляют злословие к числу больших грехов. Однако шариат разрешает говорить о поступках человека в его отсутствие в следующих случаях:
- Подача жалобы. Человек, в отношении которого была совершена несправедливость, может подать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить его с обидчиком. И при этом он может говорить о действиях своего оскорбителя в его отсутствие.
- Просьба о помощи с целью изменения порицаемого или возвращения отступника на путь истинный. В этом случае человек может сказать тому, на силу кого он надеется в деле устранения порицаемого, например, следующее: «Такой-то поступает так-то, удержи его от этого».
- Обращение с просьбой о вынесении решения по какому-либо религиозно-правовому вопросу (фетвы). В подобной ситуации человек может сказать муфтию: «Меня обидел в том-то такой-то (или мой отец, или мой брат), имеет ли он право на это? И как мне избавиться от подобного и защититься от его притеснений?»
- Предостережение мусульман от зла или греховных действий. Это касается тех случаев, когда необходимо предостеречь людей от свидетелей, передатчиков хадисов и писателей, в отношение которых имеются обоснованные сомнения, и чьи слова или действия могут принести вред. Например, если человек станет свидетелем того, что некто покупает запретные вещи, или если увидит, что мусульманин дружит с вором или прелюбодеем, или что некто хочет жениться на своей кровной родственнице, и т.д., то он может предостеречь от подобных людей или действий. Однако предостерегать необходимо с целью совета и наставления, а не с целью сделать еще хуже или причинения страданий.
- Когда кто-либо открыто предается пороку или придерживается нововведений, например, если дело касается употребления вина или незаконного присвоения чужого имущества. В таких случаях разрешается сказать о том, что совершается этим человеком открыто в его отсутствие, но запрещается упоминать о прочих его недостатках, если только это не является дозволенным в силу одной из вышеупомянутых причин.
- Представление. То есть, когда человек известен под каким-нибудь прозвищем, например, ‘Подслеповатый’, ‘Хромой’, ‘Одноглазый’, ‘Слепой’ и т.д., то разрешается называть его так, но запрещается поступать подобным образом в случае, если это прозвище упоминается с целью унизить человеческое достоинство, а поэтому будет лучше, если назвать его можно как-нибудь иначе.
Таким образом, если человек открыто распространяется о своих порочных поступках, то можно говорить об этом в его отсутствие с тем, чтобы предостеречь людей от него и от его распутства. Однако за его спиной порицать его только на основании того, что он считает свои поступки правильными и хорошими, не разрешается.
А Аллах знает лучше.
Islam-Today
Читайте также:
-
А ты знаешь, кто такой имам Ахмад ибн Ханбаль?
Великие ученые отличались от нас не сколько количеством знаний, сколько богобоязненностью и следованием религии, именно поэтому за ними столько веков следуют все мусульмане, из-за этого их баракята
-
Является ли суфизм (тасаввуф) законной практикой в Исламе?
Что вы скажете о такой исламской науке как суфизм (тасаввуф)? У нас в Дагестане многие люди ходят к суфийским шейхам и считают их своими учителями. Но есть и другие люди, которые осуждают их и считают язычниками. Что вы скажете? (Ума)
-
Намаз – это великая тайна между Аллахом и Его рабом
Намаз – второй столп Ислама, после шахады (произнесения слов свидетельства о том, что Аллах Единственен и что Мухаммад – Посланник Аллаха). Мусульманин, после того как определил для себя свой духовный путь по жизни, то есть всем сердцем искренне поверил в Аллаха, должен благодарить своего Создателя. Одним из основных действий в вознесении благодарностей Всевышнему является усердие в исполнении повелений Аллаха.
-
«Есть такие люди, которые читают Коран, а он проклинает их»
Всемогущий Аллах повелевает:
«Неужели они не задумываются над Кораном?»
Анас Ибн-и Малик (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Есть такие люди, которые читают Коран, а он проклинает их». Это люди, которые невнимательно читают Коран и не соблюдают правила таджвида.
-
Эти люди - самые лучшие
В одном из хадисов взятого из сборника Тирмизи, Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все люди совершают ошибки. А самые лучшие из них те...
-
«Вся моя умма войдет в Рай, кроме тех, кто отказался»
Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Вся моя умма войдет в Рай, кроме тех, кто отказался».
Сахабы спросили: «О, посланник Аллаха, а кто откажется?».
-
Нецензурная брань с точки зрения ислама
Однажды Посланник Аллаха (мир ему) сидел в мечети, где поссорились два человека и один другому сказал грубое слово. Другой человек вначале промолчал на это, но позже ответил тем же. Тогда Посланник Аллаха...
-
Что общего у пророка Исы (а.с.) и Джибриля (а.с.)?
Аллах отправил Джибриля (а.с.) в человеческом облике к праведной Марьям. Джибрил (а.с.) вдохнул в нее дух. Поэтому ей была дана долгая жизнь. А для пророка Исы местом обитания стало небо. Он мог оживлять мертвых. Куда бы он ни наступил, везде все оживало, обретало жизнь. Он гулял по тем местам, которые называются Ляхут (миром божественного). А этот видимый нам мир называется Насут.