Мина, то святое место, где Ибрахим и Исмаил (алейхумассалям), забросав шайтана, одержали над ним победу, стало местом напоминания человеку о покорности Господу.
Забрасывание шайтана начинается с борьбы с шайтаном внутри себя. Как мы говорили перед этим, шайтан, преследовал Ибрахима, Исмаила и Хаджар (алейхимуссалям), чтобы ввести их в сомнение. Забрасывание шайтана является ваджибом и напоминает о том, как делали это они.
Забрасывание, в какой-то степени, является и проклинанием. Ведь в то время проклинали, забрасывая камнями. И слово «раджим» (побитый камнями) употребляют для шайтана, чтобы показать его проклятость.
Нужно обратить внимание и на то, что брошенный камень по сути своей ― это камень, брошенный в грехи. Цель этого ― достичь довольства Всевышнего Аллаха. Ведь Посланник Аллаха сказал:
«Забрасывание шайтана, прохождение между Сафа и Марва было приказано ради того, чтобы произносить зикруллах» (Тирмизи, Хадж, 64/902).
Еще один смысл забрасывания шайтана ― это выражение своей неприязни к нему. Ведь он посчитал себя выше Адама (алейхиссалям), потому что был создан из огня, а Адам (алейхиссалям) ― из глины. Поэтому Всевышний унизил его, подвергнув побиванию камнями.
То состояние и чувства, которые мы испытываем при забрасывании камнями шайтана, не должны покидать нас на протяжении всей дальнейшей жизни. Каждый раз, когда шайтан нашептывает нашему сердцу, его надо изгонять словами:
«أَعُوذُ بِالَّلهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ»
«Прибегаю к убежищу Аллаха от зла, закиданного камнями шайтана». Таким образом, нужно забрасывать шайтана камнями при каждой возможности, до последнего вздоха. Всевышний Аллах говорит:
«А если тебя коснется наваждение от сатаны, то прибегай к защите Аллаха» (Фуссылят, 36)
То есть, забрасывание шайтана означает проклинание иблиса и стремление к Аллаху со свободным от беспечности и сомнений сердцем.
Во время Хаджа и умры не стоит забывать и о следующем.
Воры, идущие грабить ювелирный магазин, не станут лезть в лавку старьевщика. Потому что самые ценные и дорогие вещи находятся в ювелирных магазинах. Это аналогично духовным ценностям соблюдающего му’мина в сравнении с человеком, пребывающим в беспечности. Шайтан, получивший право у Всевышнего сбивать людей с пути, более всего преследует поклоняющихся людей. Поэтому он с еще большим рвением занимается теми, кто решил отправиться в Хадж или умру. По этой причине, человек, который собирается отправиться в Хадж или умру, в первую очередь должен запастись сабром ― терпением. Ведь Хадж отличается от других поклонений. Хоть и с виду он кажется легким, но, на самом деле, является одним из тяжелых поклонений. Поэтому в намерении есть слова:
«О Аллах! Облегчи мне его!..»
Взывая душой во время Хаджа и умры к Творцу:
،لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لاَ شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ
اِنَّ الْحَمْدَ وَالنِّعْمَةَ لَكَ وَالْمُلْكَ لاَ شَرِيكَ لَكَ
нужно осознавать, что, произнося тальбия, мы принимаем приглашение Господа и подтверждаем, что нет божества кроме Него, также даем слово больше не следовать желаниям нафса и искушениям шайтана.
Поэтому верующий должен пребывать в пробужденном состоянии, находясь в готовности к ловушкам шайтана. И опять же, во время этого нелегкого путешествия нужно быть терпеливым к трудностям, и зная, что это ― испытание, стремиться не утратить высокий дух Хаджа и умры.
Islam-Today