Фото: Ислам-тудей
Этот вопрос волнует многих, и он основан на известном хадисе, который передается в различных вариантах. Согласно ему, судьба человека – будет ли он счастливым или несчастным — предопределена еще в утробе матери.
Это не просто слова, а истина, записанная в Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз), где содержится информация о судьбе каждого из нас. Однако даже если бы эта запись не существовала Творец все равно знает бы все изначально, извечно.
Судьба каждого человека ведома Аллаху вне зависимости от того, записана ли она, повелел ли Он ангелам зафиксировать ее, пока человек еще в утробе, или нет. Все эти детали – лишь предпосылки, которые не меняют сути.
Основа всего — это извечное знание Аллаха, будь оно отражено в Ляух аль-Махфуз или передано ангелам до или при рождении человека. И именно здесь возникает главный вопрос: если Аллаху заранее известно, как сложится судьба каждого из нас, зачем человеку стремиться к совершению деяний?
Фото: Ислам-тудей
Этот же вопрос задавали Пророку ﷺ сподвижники. Как сообщается в некоторых хадисах, они однажды спросили: «Если калямы уже подняты и чернила на свитках высохли…» — имея в виду, что судьбы людей уже определены, — «то зачем нам совершать деяния, о Посланник Аллаха?»
На это Пророк ﷺ ответил: «Совершайте деяния, и каждому из вас будет облегчено то, для чего он создан»
Является ли брак судьбой?
Фото: Ислам-тудей
Фраза «Совершайте деяния, и каждому из вас будет облегчено то, для чего он создан» указывает на то, что знание Всевышнего о судьбе человека не противоречит действиям человека. То, что человек совершает, и есть то, что Аллах знал о нем заранее. Здесь нет никакого противоречия.
Некоторые ошибочно думают: «Если Аллах знает, что я окажусь в Раю, то на каком основании?» Аллах знает, что человек будет в Раю, потому что Он заранее видит его веру и благие поступки. Таким образом, знание Аллаха о судьбе включает в себя знание о том, какие поступки совершит человек — те, что приведут его в Рай или те, – что в Ад. Да убережет нас всех Всевышний от Ада.
Фото: Ислам-тудей
Если Аллах знает конечный итог жизни человека, означает ли это, что Ему неведомы его поступки на протяжении пути? Нет, Аллах знает все. Его знание о том, будет ли человек счастливым или несчастным, включает в себя и знание о тех деяниях, которые человек совершит. Поэтому Пророк ﷺ связал предназначение человека — Рай или Ад — с его делами. Он сказал: «Совершайте деяния, и каждому из вас будет облегчено то, для чего он создан». Не стоит думать, что можно попасть в Рай, будучи неверующим, или оказаться в Аду, будучи покорным Аллаху. Итог судьбы напрямую зависит от поступков.
Сподвижники задали Пророку ﷺ вопрос, который может показаться выражением сомнения: «Если итог известен, связан ли он с нашими деяниями? Не означает ли это, что можно делать все, что угодно?» Пророк ﷺ разъяснил: «Если Аллаху ведомо, что ты будешь в Раю, то Ему известно и то, что ты будешь совершать деяния людей Рая». Поэтому он призывал: «Будь среди тех, кто творит благое, ведь именно это подтверждает знание Аллаха о тебе как об обитателе Рая».
Пророк ﷺ подчеркнул связь между итогом судьбы и делами: судьба определяется поступками — благими или скверными. Он сказал: «Совершайте то, что повелел вам Аллах, и это подтвердит извечное знание Аллаха о вас».
Фото: Ислам-тудей
Таким образом, нет никакого противоречия между извечным знанием Аллаха, записью судьбы в Ляух аль-Махфуз при рождении человека и необходимостью совершать деяния. Знание Аллаха о том, что человек окажется в Раю, означает, что Он знает о его благих поступках. Но если человек творит дела людей Ада, он не вправе считать, что Аллах видит его обитателем Рая.
Слова Пророка ﷺ: «Совершайте деяния, и каждому из вас будет облегчено то, для чего он создан», — означают, что Аллах облегчает человеку путь к тому, что соответствует его поступкам. Если ты совершаешь дела обитателей Рая, то, инша Аллах, это означает, что Аллах знал, что ты завершишь жизнь таким образом. Таким образом Пророк ﷺ ясно связал итоги судеб с поступками людей.
5 важнейших хадисов о судьбе
Фото: Ислам-тудей
Хасан Умеров
Материал подготовлен на основе перевода Исмаилом Гиндуллиным интервью с иорданским исламским учёным-богословом, исследователем Саидом Фуда.