Вопрос:
Обязана ли замужняя женщина тратить на семью заработанные ею средства?
Ответ:
Аллах Всевышний говорит в Коране: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (ан-Ниса 4/34). Из этого аята следует, что женщины не обязаны расходовать свое имущество на семейные нужды.
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ваши женщины имеют право на то, чтобы вы обеспечивали их едой и одеждой» (Абу Давуд, манасик, 56; Ибн Маджа, Манасик, 84). Указывая тем самым на то, что обязанность по содержанию семьи возложена на ее главу, то есть на мужчину.
Исходя из этого, после того, как женщина вышла замуж и поселилась в доме мужа, все расходы по ее содержанию ложатся на него. При этом необходимо учитывать социальный статус женщины, избегая жадности и расточительства. Значит, в отличие от мужчины, в Исламе женщина не обязана работать.
Учитывая тот факт, что семейная жизнь является общей жизнью, женщина может вносить свою лепту в обеспечение семьи, работая. Однако мужчина не имеет никакого права принуждать к этому свою жену.
Например, если мужчина по какой-либо причине оказался не в состоянии обеспечить свою семью средствами существования, то женщина может оказать ему помощь. Тем самым она совершит благодеяния и удостоится большой награды за это.
Например, известно, что когда Абдуллах ибн Масуд (радыйаллаху анху) был не в состоянии обеспечивать свою семью, его жена Зайнаб (радыйаллаху анха) зарабатывала средства для семьи, занимаясь рукоделием.
В сборниках хадисов можно встретить риваят, в котором сообщается о том, что однажды Зайнаб (радыйаллаху анха) отправила одного человека к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), чтобы узнать, будет ли для нее в ахирате какое-то вознаграждение за то, что она помогает мужу обеспечивать семью. В ответ на это, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Конечно. За это она получит два вознаграждения. Одно за помощь своему мужу, а другое за садака» (Бухари, Закят, 48; Муслим, Закят, 45-46).
Значит, женщина при желании может вносить свою лепту в обеспечение семьи средствами существования, что в свою очередь будет записано ей как благодеяние.
Подводя итог, хотелось бы еще раз сказать, что обязанность по содержанию семьи, возложена на мужчину, и он не имеет никакого права посягать на средства, которые принадлежат его жене, а так же не имеет права заставлять ее работать. Так как женщина не обязана содержать семью, и не несет за это никакой ответственности. Однако женщина по собственной воле и желанию, может принимать участие в обеспечении семьи средствами существования.
Islam-Today