Чтение части Корана в намазе является фардом (обязательным действием), и для выполнения этого фарда необходимо читать Коран правильно и в соответствии с определенными правилами.
Если при чтении Корана молящийся ошибается в произношении букв, близких по звучанию, то его молитва считается действительной. Например, замена буквы «сад» (ص) на «син» (س), или «за» (ظ) на «дад» (ض) не нарушит намаз человека. Есть также буквы, которые часто путают множество мусульман, хотя эти буквы и не имеют общего места артикуляции. К подобной ошибке относится, например, замена буквы «дад» (ض) на «заль» (ذ) или «даль» (د) на «за» (ظ).
При такой замене намаз также считается действительным, так как в данном случае речь идет о проблеме «умум аль-бальва» (общераспространенная проблема), избежать которую множество людей не способны. Однако необходимо знать, что если при неправильном произношении букв портится смысл прочитанного, то намаз будет считаться недействительным. Если же человек, допустив подобную ошибку, прочтет неправильно произнесенное слово заново и исправится, то его намаз не испортится (см. «аль-Фатава аль-хиндия» 1 том, 87; Ибн Абидин «Радд аль-Мухтар» 2 том, 394-396).
В соответствии с шафиитским мазхабом человек, имеющий возможность учиться и исправлять свои ошибки, не имеет права ошибаться при чтении суры «аль-Фатиха» во время намаза. Если же он исправится во время чтения, то намаз будет действительным. Так, например, если человек, имеющий возможность учиться, прочитает в слове «الضالين» букву «за» (ظ) вместо «дад» (ض), то его намаз будет нарушен (см. Рамли, «Нихаят аль-Мухтадж» 1 том, 481).
Таким образом, хоть в ханафитском мазхабе те ошибки, которые не изменяют смысл прочитанного, и не портят молитву, человеку, имеющему способности и возможность учиться и развивать свое чтение Корана, необходимо избегать подобных ошибок и относиться со всей серьезностью к своей молитве.
Islam-Today