Фото: Ильнур Мифтахов, ДУМ РТ
Мы отобрали наиболее актуальные вопросы, волнующие мусульман нашей республики, и обсудили их в интервью с Главой ДУМ РТ, муфтием Татарстана, Камилем хазратом Самигуллиным.
— Кульминацией жизни является смерть. Иными словами, мы будем воскрешены в том же положении (духовном), в каком умрем, а наше положение во время смерти зависит от того, как мы жили. К примеру, человек, который умирает в саджда на утреннем намазе, скорее всего каждый день старался успеть в мечеть на утреннюю молитву. Смерть настигает человека там, где он бывает чаще.
Есть и другие признаки, по которым можно судить о «благой» смерти: когда смерть, по воле Аллаха, приходит к мусульманину в Рамадан, во время хаджа или совершения тавафа в Медине. Если мы возьмем какую-либо старую книгу по Исламу и прочтем там несколько дуа, увидим, что, судя по всему, наши предки часто молились о благой смерти.
Например: «О Аллах, дай нам смерть именно в городе Твоего Пророка». То есть они хотели умереть в Медине, чтобы быть похороненными рядом со сподвижниками Пророка ﷺ.
Мы должны извлекать ценный урок, когда приходим на похороны, видим могилы, читаем джаназа, к следующей жизни необходимо готовиться. Есть определенные рекомендации Посланника Аллаха ﷺ по этому поводу, он советовал читать каждую ночь суру «аль-Мульк / Власть».
Это первая сура 29-го джуза, кто будет читать её каждую ночь, того она будет защищать от могильных мук. Также приводится, что следует читать суры «аль-Бакара / Корова» и «Алю Имран / Род Имрана», они тоже будут заступаться за человека в могиле.
Иными словами, мы должны жить с Куръаном, соблюдать законы, ниспосланные в нем. Следовать Сунне Пророка ﷺ, то есть, ложиться с омовением, читать определенные дуа, известно, что наш Пророк ﷺ также складывал руки ладонями вверх, читал последние суры Куръана, дул на руки и проводил ими по своему телу, он совершал это после ночной молитвы или же перед сном.
Всё это является Сунной Пророка ﷺ, соблюдая её, мы готовим себя к ахирату и защищаемся от спроса в могиле. Однако не следует забывать, что крайне важен наш образ жизни в принципе, если мы правильно живем, то и смерть наша будет легкой, благословенной. Наша следующая жизнь полностью зависит от того, как мы проживем эту.
— Размещение фотографий — это не наши традиции. Это было заимствовано из других религий, культур. Мусульманам так делать не следует.
Что касается надгробного камня, из Сунны Пророка ﷺ мы знаем, что сам он для могил использовал небольшие камни, описывается, что размер их был «зира», то есть они были размером с локоть. Смысл камня — дать людям информацию о том, что в данном месте находится могила, и кто именно в ней лежит.
Отсюда ученые сделали вывод, что на камне могут быть написаны имя, и ещё какие-то краткие сведения, чтобы люди знали, кто был здесь похоронен. Что же касается размера, то, опять же, цель этого камня — проинформировать, чтобы люди на могилу не наступили, не осквернили её по своему незнанию, если, например, вокруг неё нет ограды.
Исходя из этого учеными наших местностей было решено делать могильные камни выше, чем «зира». Почему? Были учтены средние осадки зимой. Если бы мы делали камни на могилах слишком маленькими, зимой на кладбище не было бы видно, где кто лежит, где можно копать новую могилу, а где нет… Поэтому камень над снегом должен возвышаться хотя бы на один локоть, чтобы люди его видели.
Что касается второй части вопроса, про аяты, некоторые ученые не рекомендуют писать их на могильных камнях. Так как часть аята может со временем отколоться, а это будет уже неуважением к Куръану. Другие же считают, что писать аяты можно, если к этому относятся ответственно, выполняют работу качественно.
То есть если вы решили написать на могильном камне аят, нужно следить, чтобы часть его не откололась, или, если это краска, не стёрлась. Если же часть аята всё-таки каким-либо образом повредилась, недостающее нужно восстановить.
Для кого уготованы мучения в могиле?
Редакция «Хузур»