Ислам запрещает просить у других милостыню, закят и другое подаяние, если человек в этом не нуждается, а также, если он способен сам заработать необходимое. Наша религия призывает нас оберегать свою честь и достоинство, беречь себя от подобных унижений.
Пророк (с.г.с.) сказал: «Кто просит у людей их имущество с целью увеличить свой достаток, поистине, просит горящий уголь. Мало попросит – мало угля, много попросит – много угля». Иными словами, если он просит что-либо, в чём не нуждается, то понесёт на том свете соответствующее наказание.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Попрошайничество того, кто не нуждается в этом, будет позором на лице его в Судный день».
Кто же по исламу имеет право просить милостыню?
Просить милостыню имеют право следующие категории:
В первую очередь нужно помогать тем, кто действительно нуждается в помощи, люди, о тягатах которых мы знаем, тем, что на самом деле может быть действенной помощью. Нужно начинать с родных и знакомых, так как любое благое начинание должно распространяться первым делом на них.
Тем, кто искренне просит именем Аллаха нельзя отказывать, так как этот человек просит именем Того, Кто владеет всем сущим на земле.
Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха» (Сура аль-Анфаль, аят 2).
Можно ли подавать милостыню немусульманам?
Всевышний Аллах сказал: «Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Сура «Ат-Тауба», аят 60).
Из этого аята следует, что критерием для подаяния милостыни является нужда. Но также важно, чтобы этот человек не был из числа противников ислама и мусульман, а также, чтобы он не совершил на эти деньги греховное деяние. Разрешается проявлять щедрость к немусульманам, кормить их, имея намерение сблизить их с исламом или показать красоту религии (т.е. с хорошим ниятом), при условии, что они не совершают запретного и не враждуют с исламом и мусульманами.
Карина Ахметзянова