При вынесении правовых решений в каждой из школ исламского права, известных как ханафитский, шафиитский, ханбалитский и маликитский мазхабы, сформировались свои индивидуальные особенности. Часть терминов и определений, присутствующих в методологии вынесения решений, взята непосредственно из аятов Священного Корана и хадисов Пророка (мир ему), а также из правил арабского языка, правового менталитета, местных культурных особенностей и традиций.
Важно отметить, что во времена посланника Аллаха (мир ему) еще не существовало какой-либо методологии или иерархии правовых решений. Сподвижники проявляли одинаковую щепетильность в соблюдении как религиозных заповедей, так и запретов.
Но уже во времена Пророка (мир ему) начинают формироваться такие понятия, как “фард”, “ваджиб” и “сунна”. То есть некоторые действия принимались сподвижниками как обязательные (фард), некоторые как должные (ваджиб), а некоторые как Сунна Пророка (мир ему). Таким образом начали вырабатываться основы для будущих правовых школ.
После смерти Пророка (мир ему) появились мазхабы, стали формироваться более детальные термины, правовые подходы и они постепенно входили в религиозную жизнь мусульман. У каждого мазхаба появились свои методы, отличающие его от других. Поэтому иногда по одному и тому же вопросу могут выноситься разные решения.
Простое объяснение тому, как возникли мазхабы >>
Благодаря мазхабам начался процесс разъяснения предписаний Священного Корана и Сунны, а также их целей. Появились комментарии к Священному Корану и Сунне и рекомендации для соблюдения религиозных предписаний в повседневной жизни.
На протяжении многих веков был создан огромный пласт культуры исламского права. Это богатство исламского права состоит из Священного Корана, Сунны Пророка (мир ему) и их разъяснений, а также интеллектуальных трудов мусульманских правоведов, культурных традиций, основанных на многовековом опыте и наблюдениях людей.
Почему некоторые мазхабы исчезли и не дошли до наших дней? >>
Не обладающий правом выносить свои религиозные решения человек (мукаллит) должен придерживаться пути ученого, который является признанным муджтахидом. А для решения своих вопросов необходимо обращаться к знатокам исламского права. Потому что в священном Коране сказано:
فَاسْأَلُوا أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
“Если вы не знаете этого, спросите у знающих” (сура “Аль-Анбийа”, аят 7).
Поэтому если вы не являетесь знатоком в каких-то вопросах, Всевышний советует спрашивать это у знающих людей. В том числе данным аятом можно обосновывать появление исламских правовых школ.
Как четыре мазхаба могут быть одновременно правильными? >>
Различия муджтахидов в принятии правовых решений необходимо воспринимать как милость Всевышнего к своим рабам. Потому что множество мнений расширяют возможности человека. В своей повседневной жизни мы имеем свободу выбора муджтахида, чьего мнения будем придерживаться. Исторически сложилось, что каждая община придерживается определенного мазхаба. Поэтому будет правильным придерживаться мазхаба той общины, в которой вы живете.