Праздник под названием «Новый год», давно стал светским мероприятием, проводимым во всём мире. Это ежегодно повторяющаяся традиция провожания уходящего и встречи нового года. Сегодня в нём сложно разглядеть религиозную основу, ибо празднуют его и атеисты, и люди, придерживающиеся разных вероисповеданий.
К тому же, ещё со времён Петра I, издавшего указ об изменении даты празднования начала нового летоисчисления, новогодняя традиция сильно изменилась и далеко отошла от славянских принципов: со временем к ней прибавлялись элементы из других культур, практически полностью уничтожив первоначальный духовный смысл этого празднества.
Тем не менее, прошло много лет и несколько столетий. Человечество пережило всевозможные реформы, опробовало разные методы жизнеустройства, вводило и отказывалось от тех или иных изменений. В конце концов, пыталось даже запретить веру в Бога, одним махом лишив поколения всей человеческой истории, смысла жизни, заложенных в религиозных учениях.
Кстати, тот же Новый год одно время был под запретом, пока в 1935 году Иосиф Сталин, под предлогом введения менее политизированного праздника для народа, которому так нужна была отдушина, вновь не ввёл традицию празднования Нового года. Тогда, начиная с детских утренников, ёлка вошла в дома практически всех соотечественников, став символом счастливого детства и добрым новогодним праздником, но уже без намёка на какую-либо религиозную идеологию.
Сегодня же людей оставили на самих себя, дав возможность каждому самому решать, как ему жить и во что верить. О пользе и вреде такой внезапной свободы, после того, как многие остались оторванными от своих «корней» и традиций, рассуждать можно долго. Но те, кто серьёзно устремился к возрождению божественных ценностей, к возврату к корням, разумеется, желают расставить всё по своим местам. Так сказать, отделить семена от плевел.
И, поскольку исламская идеология весьма строга и требует серьёзного отношения к вопросам единобожия, мусульмане стремятся к этому с особой ревностью, желая защитить религию от смешения её с иными взглядами. Всё-таки, именно вероубеждение определяет образ жизни, мысли и действия верующих. Это жёсткий принцип истины, не принимающий никаких искажений своих основ.
Читайте также: Какова роль светских знаний в исламе?
Ведь известно, что, во-первых, истоки этого празднества всё же относятся к иным религиозным культурам. Во-вторых, как было сказано, сегодня традиция празднования Нового года включает в себя совершенно неприемлемые с исламской точки зрения элементы: смешение полов, алкоголь, организация часто дорогого застолья с намерением отметить Новый год, а не с духовной целью, загадывание желаний вместо мольбы к Аллаху и прочее. Конечно же, все эти факторы вызывают сомнение и отвращение в сердцах последователей религии.
Однако, ислам не терпит и невежества, а требует, чтобы верующие поступали на основе знаний и адаба (этики). Если с одной стороны, они стерегут чистоту своих религиозных взглядов, то с другой – должны помнить об интересах и правах других. Нельзя оскорблять чужие убеждения, праздники, омрачая их настроение. Мусульманам тоже не понравится, если, например, в дни Курбана, иноверцы станут выходить на митинги с требованием запретить закалывать «бедных», по их мнению, животных.
Новый год, с точки зрения летоисчисления, наступает для каждого. Все мы пользуемся общим календарём. Ислам не ставит какие-либо рамки в этом отношении, наоборот, подтверждает, что всё принадлежит Единому Создателю:
«Он – Тот, Кто даровал солнцу сияние, а луне – свет. Он установил для неё фазы, чтобы вы могли вести летосчисление и знали счёт. Всё это Аллах сотворил только ради истины. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих!» (Йунус, 5).
Да, в своё время христиане пожелали начать вести счёт с рождества пророка Исы (а.с), а мусульмане, причём после смерти Посланника Аллаха ﷺ (то есть, не пророком это было установлено, а значит, это не принципиально!) пожелали вести его от даты переселения – хиджры. Потому новый год по исламу исчисляется с первого дня арабского месяца Мухаррам. И мусульмане могут отметить его в рамках шариата.
Иначе говоря, суть не в датах и не в самом отмечании события смены года по тому или иному летоисчислению, а в том, как происходит само празднество. Светскость часто не сочетается с религиозными взглядами и раз новый год сегодня считается праздником светским, то проблема его для верующих в первую очередь состоит как раз в греховных и не подобающих их поведению элементах.
Читайте также: Как раньше мусульмане справляли новый год?
Ясно, что соблюдающие свою религию прекрасно отделяют семена от плевел, знают приоритеты своего образа жизни. Они не станут участвовать в греховном, а будут осуждать его ради блага всего общества. Но осуждать грех – не равно омрачать сам праздник (не важно, светский он или религиозный). Вот это стоит понимать первостепенно!
Что же касается тех, кто верит в Аллаха, но ещё далёк от понимания сути религии, то желающие объяснить им ислам должны знать, что начинается это не с запретов, а с разъяснения им сути единобожия по принципу самого Пророка ﷺ. Ведь желание придерживаться религиозных канонов рождается в сердце, от глубокой веры и понимания. Только тогда человек будет способен по-настоящему слышать своего Господа.
Поэтому, когда мусульмане задаются вопросом «как же относиться к празднованию нового года?», следует исходить именно из религиозных основ. Не стоит усложнять жизнь, выстраивая запреты на основании эмоций и логики. Мусульмане действуют согласно знаниям (или фетвам авторитетных учёных) и адабу.