Ответ:
Шахматы – это игра, способствующая развитию разума и способности мыслить. По мнению некоторых сахабов и алимов Шафиитского мазхаба, игра в шахматы без каких бы то ни было условий является разрешенной. Тогда как, по мнению Ханафитского, Маликитского и Ханбалитского мазхабов, шахматы являются харамом вне зависимости от того, устанавливаются в игре какие-то условия или нет.
Хукм в отношении шахмат напрямую зависит от того, считать их азартной игрой или нет. Исламские факихи единодушны в запретности любых видов азартных игр. Так как в Коране говорится: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»» (аль-Бакара 2/219).
Любая игра, приносящая прибыль одной стороне и убыток другой, является азартной игрой, которая, в свою очередь, является харамом. Разыгрываемые сегодня всевозможные лотереи также входят в эту категорию.
Если шахматы становятся причиной запрещенного азарта, то, по единодушному мнению факихов, они запрещены, так как в этом случае они становятся средством совершения харама. А все, что ведет к хараму, также является харамом. Однако в том случае, если в шахматах отсутствует элемент азарта, например, не делается ставок, а играется только ради развития мозга, то по этому поводу среди факихов существуют различные мнения.
По мнению большинства ханбалитов, шахматы в любом виде являются харамом. Однако, по мнению некоторых ханбалитских факихов, если при игре в шахматы не делается ставок, и игра не становится причиной азарта, то в этом случае игра в шахматы не является харамом, а является макрухом. Но наряду с этим продажа шахматных досок и фигурок является харамом (Ибн Кудама, аль-Мугни, IX, 171).
По мнению ханафитов и маликитов, игра в шахматы является тахриман-макрухом, то есть макрухом, близким к хараму (Аль-Баджи, аль-Мунтека, VII, 278; Ибн Абидин, VI, 394).
По мнению имама Абу Юсуфа, шахматы являются мубахом (часть дозволенных действий, совершение которых не предписывается, но и не запрещается) (Ибн Абидин, VI, 394). Так как многие сахабы и табиуны, такие как Ибн Аббас, Абу Хурайра, Ибн Сиррин, Хишам ибн Урва, Саид ибн аль-Мусаййаб, и Саид ибн Джубайр, считали шахматы мубахом.
Те, кто считали шахматы мубахом или макрухом, выдвигали некоторые условия. При несоблюдении этих условий игра в шахматы становилась харамом:
1. Игра в шахматы не должна стать причиной пропуска намаза. Если шахматы становятся причиной пропуска намаза, то играть в них является харамом.
2. Не играть с непорядочными людьми.
3. Игра в шахматы не должна становиться причиной вражды, ненависти и лживых клятв.
Islam-Today