Дозволены ли шахматы в исламе? Мнение ученых 4-х мазхабов
Ответ:
Шахматы – это игра, способствующая развитию разума и способности мыслить. По мнению некоторых сахабов и алимов Шафиитского мазхаба, игра в шахматы без каких бы то ни было условий является разрешенной. Тогда как, по мнению Ханафитского, Маликитского и Ханбалитского мазхабов, шахматы являются харамом вне зависимости от того, устанавливаются в игре какие-то условия или нет.
Хукм в отношении шахмат напрямую зависит от того, считать их азартной игрой или нет. Исламские факихи единодушны в запретности любых видов азартных игр. Так как в Коране говорится: «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы»» (аль-Бакара 2/219).
Любая игра, приносящая прибыль одной стороне и убыток другой, является азартной игрой, которая, в свою очередь, является харамом. Разыгрываемые сегодня всевозможные лотереи также входят в эту категорию.
Если шахматы становятся причиной запрещенного азарта, то, по единодушному мнению факихов, они запрещены, так как в этом случае они становятся средством совершения харама. А все, что ведет к хараму, также является харамом. Однако в том случае, если в шахматах отсутствует элемент азарта, например, не делается ставок, а играется только ради развития мозга, то по этому поводу среди факихов существуют различные мнения.
По мнению большинства ханбалитов, шахматы в любом виде являются харамом. Однако, по мнению некоторых ханбалитских факихов, если при игре в шахматы не делается ставок, и игра не становится причиной азарта, то в этом случае игра в шахматы не является харамом, а является макрухом. Но наряду с этим продажа шахматных досок и фигурок является харамом (Ибн Кудама, аль-Мугни, IX, 171).
По мнению ханафитов и маликитов, игра в шахматы является тахриман-макрухом, то есть макрухом, близким к хараму (Аль-Баджи, аль-Мунтека, VII, 278; Ибн Абидин, VI, 394).
По мнению имама Абу Юсуфа, шахматы являются мубахом (часть дозволенных действий, совершение которых не предписывается, но и не запрещается) (Ибн Абидин, VI, 394). Так как многие сахабы и табиуны, такие как Ибн Аббас, Абу Хурайра, Ибн Сиррин, Хишам ибн Урва, Саид ибн аль-Мусаййаб, и Саид ибн Джубайр, считали шахматы мубахом.
Те, кто считали шахматы мубахом или макрухом, выдвигали некоторые условия. При несоблюдении этих условий игра в шахматы становилась харамом:
1. Игра в шахматы не должна стать причиной пропуска намаза. Если шахматы становятся причиной пропуска намаза, то играть в них является харамом.
2. Не играть с непорядочными людьми.
3. Игра в шахматы не должна становиться причиной вражды, ненависти и лживых клятв.
Islam-Today
Читайте также:
-
Причины развода с точки зрения Ислама
Развод в Исламе может быть инициирован лишь по воле мужа, и решение судьи при этом не обязательно. Муж имеет право требовать развода, как сам, так и через доверенное лицо. Он также может предоставить это право своей жене. С другой стороны, при наличии ряда причин женщина сама может обратиться к судье, требуя развода. Таких причин шесть...
-
Исламская линия доверия. Я замужем, но влюбилась в другого мужчину
Я замужем, но влюбилась в другого мужчину, и он в меня тоже. У нас был роман. И я никак не могла прервать отношения, во-первых, потому что очень его любила, а во-вторых, боялась, что он может рассказать всё моему мужу... Но всё же я ушла от него... Сделала покаяние в своих грехах и хотела начать жизнь с новой строки...
-
Коран помогает мусульманкам бороться со СПИДом
Малавийская Организация мусульманок проводит общенациональную просветительскую кампанию, пытаясь внести свой вклад в борьбу с ВИЧ, распространение которого в Малави имеет катастрофические масштабы
-
4 вида фруктов, упомянутых в Коране
В священном Коране, являющемся руководством к действию каждого мусульманина, отражены как духовные, так и вполне материалистические аспекты нашего бытия. К последним можно вполне отнести и положительные упоминания о некоторых фруктах, польза которых доказана уже в наше время научным путем. Разумеется при этом надо учесть, что коранические сюжеты...
-
Адабы первой брачной ночи
Брачная ночь – это первая ночь, которую проведут молодожены наедине друг с другом. Каждый из молодоженов, будь то мужчина или женщина, оставшись впервые один на один с представителем противоположного пола, испытывают волнение и страх, а также радость. Радость и волнение вполне нормальная реакция, так как это является началом новой жизни, созданием нового семейного очага, а так же первым шагом на пути продолжения рода.
-
Ду'а для избавления от бессонницы
Бессонница – это проблема, с которой сегодня знакомы практически все. Ее можно охарактеризовать не только нехваткой сна, но и отсутствием возможности хорошо выспаться, куда можно включить трудности с засыпанием, недостаточную продолжительность сна или раннее пробуждение с отсутствием возможности уснуть вновь.
-
3 дуа пророка Нуха (а.с.)
Пророк Нух (мир Ему), чье имя неоднократно упоминается в аятах Священного Корана, служит для верующих примером терпения и образцом добросовестного исполнения своих обязательств, несмотря на все трудности.
-
Значение имени Аиша
Не терпит постоянства. Она – революционер по духу, жаждет постоянных перемен, приключений, преград и препятствий. Такие девушки довольно непредсказуемы и находятся в постоянном поиске новых ощущений. Они большие спорщицы и любят вступать в полемику даже тогда, когда и сами знают, что не правы.