Для чего был создан шайтан? Разве создание зла не является злом?
Вопрос от Аднана:
Могу ли я спросить для чего был создан шайтан? Или лучше будет задать вопрос в другом направлении... У нас по этому поводу дискуссии...
Ответ:
Никто не вправе спрашивать Аллаха Всевышнего о том, что Он делает. В Коране по этому поводу говорится: «Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (аль-Анбийа 21/23). Однако мы – люди, в данном вопросе, как и в любых других, хотим получить ответ, который бы успокоил наше сердце и наше любопытство. Поэтому невольно на ум может прийти такой вопрос: «Зачем Аллах создал шайтана? Разве создание зла, не является злом?».
Аллах Всевышний не создает что-либо, чтобы оно стало злом, наоборот, все, что Он создает, создается во благо. Наоборот, это мы обращаем во зло то, что Аллах создал во благо. Например, шайтан создан из огня, и поэтому для нас лучшим примером в данном вопросе является огонь. Создание огня не является злом, однако прикосновение к огню является злом. Если человек возьмет огонь под свой контроль, то сможет извлечь из него большую пользу, в противном же случае огонь может причинить большие убытки.
В качестве другого примера можно привести дождь. Дождь заключает в себе огромное благо, особенно в засушливых местах. Но если кто-то не предпримет необходимых мер предосторожности, вследствие чего дождь нанесет ему вред, то это не будет означать, что создание дождя не является благом.
Аллах Всевышний создал ангелов, которые не способны совершать грех, и животных, которые лишены какой-либо ответственности. Помимо этих двух видов существ, Аллах Всевышний так же сотворил и людей, которые способны превзойти ангелов в совершенстве, а так же способны оказаться ниже, чем самое ничтожное животное. И вот здесь, для того, чтобы человеку был открыт путь к совершенствованию, необходим шайтан, как инструмент испытания.
Мирская жизнь является пашней вечной жизни. Рай и Ад, которые являются местами пребывания людей в ахирате, представляют собой плоды, которые взращивал человек в мирской жизни, посредством своих поступков и своей веры. Те, чья жизнь прошла в вере и совершении благочестивых деяний, окажутся достойными войти в Рай. Те же, кто избрал в мирской жизни противоположный путь, окажутся в Аду.
Если человек не покорится шайтану и своему нафсу, то тем самым он будет совершенствоваться духовно и сможет достичь степени, находящейся выше степени ангелов. В противном же случае человек окажется ниже той степени, которую занимают животные.
Как известно, основой алмаза и угля является углерод. Однако вследствие разницы в строении цепочки атомов, один стал алмазом, а другой стал углеродом. Точно так же и у всех людей одна основа. Все люди наделены одинаковыми физическими и духовными возможностями.
Однако разница заключается в том, что одни люди используют эти возможности в правильном направлении, а другие в неправильном. Вследствие чего души одних людей становятся алмазами, а души других людей подобны углю.
Другой стороной данного вопроса является следующее: так же как человек наносит самому себе вред, следуя за шайтаном, так и шайтан, в соответствии с принципом «ставший причиной совершения греха подобен совершившему этот грех», с каждым разом возлагает на себя все большее бремя ответственности, увеличивая себе тем самым наказание в Аду.
Если бы Аллах Всевышний пожелал, то Он мог бы и не предоставлять шайтану такой возможности. Тогда эта роль была бы возложена на нафс человека. Но результат остался бы неизменным. Возможность сбивать людей с истинного пути, которая была предоставлена шайтану, стала для него причиной самого большого убытка и вреда.
Islam-Today
Читайте также:
-
Межнациональные браки. Как смотрит ислам на брак людей разных национальностей?
У меня вопрос по поводу межэтнических браков. Молодые люди в нашей республике часто заключают браки с людьми других национальностей. Пожилые люди осуждают такие союзы, считая, что в таких браках часто происходит потеря национальной идентичности и родного языка. Что Ислам говорит по поводу таких браков?
-
Почему людям снятся кошмары?
Одним из способов негативного влияния, создания дискомфорта людям со стороны джиннов, является беспокойство людей кошмарами во сне.
По преданию Абу Хурайры (р.а.) Посланник Аллаха (ﷺ) сказал так: «Есть три вида сна: правильный сон, и он от Аллаха. Второй от Шайтана беспокоящий человека, третий то, о чем человек разговаривает сам с собой.
Если кто-то из вас увидит во сне что-то неприятное, то пусть обязательно встанет, тут же прочитает намаз, и никому об этом не рассказывает». (Муслим, Руйа:1, №6042, 7/52)
-
Нужно ли пытаться изменить свою судьбу?
Великий Шейх Абдуль-Кадир Гейляни (рахматуллахи алейхи) сказал:
«О, сынок! Смирение перед судьбой намного прекрасней, чем владение мирскими богатствами, полученными через склоки, драки и ненависть.
Сладость покорности своей судьбе, присущая сердцам богобоязненных, намного прекрасней сладости мирских желаний. С точки зрения праведников (вали), смирение перед судьбой намного сладостней этого мира и всего, что в нем находится. Потому что покорность предопределению Аллаха в разных жизненных ситуациях украшает жизнь, придает ей сладость и дает умиротворение». (Фатхур-Раббани, 51. меджлис)
-
В чем заключается польза совершения намаза с джамаатом?
С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!
В аяте Священного Корана: «Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» поощряется совершение намаза с джамаатом. Потому что награда за намаз, совершенный с джамаатом, превосходит награду за намаз, совершенный в одиночестве, в двадцать семь раз.
Джамаат – это связь, которая устанавливается между имамом и людьми, следующим имаму. Ислам установил между мусульманами целый ряд средств, социальных отношений, необходимых для выполнения поклонений в определенные промежутки времени.
-
Как совершать намаз
Тот, кто уверовал Ислам, принял его, и достиг совершеннолетия, должен уметь правильно исполнять традиционный мусульманский обряд молебня – намаз. Намаз мусульманскому человеку дарит возможность обращения к священной Каабе, что находится в Мекке. Чтобы подготовить свою душу и тело к обряду намаз, необходимо сделать следующие подготовительные действия:
-
Допустимо ли читать намаз дома, если путь до мечети не близкий?
Чтение намаза независимо от места, где это происходит, весьма важно, так как является фардом-обязательным, однако мечеть – Дом Аллаха Та’аля. Совершающий намаз в Доме Всевышнего удостоится благ в 27 раз больше, чем тот человек, который читает намаз где-то в другом месте.
-
Можно ли есть или пить в то время, когда читаешь Коран?
Весьма сложно представить себе как можно есть и пить во время чтения Корана. Однако в перерывах между чтением, человек может что-нибудь поесть или попить. Но невозможно одновременно принимать пищу и читать Коран. Слушание Корана является фардом-кифайа (коллективной обязанностью мусульман). Если в собрании, где читается Коран, часть людей будет слушать его, то с другой части присутствующих эта ответственность будет снята. Однако не следует вслух читать Коран рядом с теми, кто занят другими делами.
-
Дуа для избавления от слабости и трусости
Все согласны в том, что быть смелым и решительным гораздо похвальнее, чем трусливым и малодушным. Но как приобрести эти похвальные качества?