Ответ:
Амру биль-маруф – это побуждение к истине и одобряемому и призыв к этому. Это является важнейшей социальной обязанностью каждого мусульманина. Поскольку амру биль-маруф является повелением Аллаха, то это можно рассматривать как социальное поклонение. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Али Имран 3/110).
Из-за того, что сыны Исраилевы не выполнили этой обязанности в религии Мусы (алейхи салям), то в течение короткого времени распространились зло и разврат, и спустя короткое время религия, с которой пришел Муса (алейхи салям), была искажена. В Коране об этом говорится следующее: «Неверующие сыны Исраила были прокляты языком Давуда и Исы, сына Марьям. Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (аль-Маида 5/78-79).
Если какое-либо общество пренебрежет обязанностью по побуждению к одобряемому и предостережения от порицаемого, то это откроет двери массовых бедствий. Так как выполнение этой обязанности является причиной божественного довольства, а пренебрежение ею влечет божественный гнев. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Примером того, кто не дает своему народу переступить границы запретного, и того, кто переступил эту черту, является пример народа, который кинул жребий, чтобы взойти на корабль. Кто-то из них в соответствии со жребием попал на нижнюю часть корабля, а кто-то на верхнюю. Когда тем, кто находился в самом низу корабля, была нужна вода, они брали ее у тех, кто находился наверху.
Однажды те, кто находился внизу, сказали друг другу: «Давайте сделаем здесь дырку, чтобы не беспокоить тех, кто наверху!». И если бы те, кто находился наверху, не воспрепятствовали этому, то весь корабль затонул бы. Если они заберут инструмент, которым можно сделать отверстие, то тем самым они спасут и себя и других» (Бухари, 7/1107).
Что же касается выполнения этой общественной обязанности, то именно это и является самым трудным моментом. Человек, являющийся социальным существом, прежде всего, должен сам выполнять все то, к чему он призывает других; и в первую очередь он сам должен отказаться от всего того, от чего он предостерегает других людей. Так как в Коране говорится: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?» (Сафф 61/2), в этом аяте говорится о том, что верующие, прежде всего сами должны жить в соответствии с истиной. В следующем аяте говорится: «Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (Сафф 61/3).
Применение мусульманином в своей жизни истины, и отказ от всего порицаемого, является своеобразным естественным выполнением обязанности «амру биль-маруф ва нахий аниль-мункар». Так как мы должны воздействовать на других людей, прежде всего личным примером.
Иногда «амру биль-маруф ва нахий аниль-мункар» совершается рукой, а в некоторых случаях языком. Выражение истинности Ислама собственными действиями, является наилучшим примером «амру биль-маруфа» совершенного рукой.
Что же касается «амра биль-маруфа» посредством языка, то здесь нужно быть очень внимательным. Необходимо избегать тех слов, которые могут задеть нашего собеседника. Так как если грубые или резкие слова станут причиной того, что собеседник отвернется от нас, то будет считаться, что мы не выполнили возложенную на нас обязанность. Аллах Всевышний обращаясь к Мусе (алейхи салям), сказал:
«Ступайте к Фараону вдвоем, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (Та-Ха 20/43-44).
Для выполнения этой обязанности не нужно выходить на улицу и цепляться к каждому прохожему. Для выполнения этой обязанности достаточно использовать наши ежедневные контакты и связи, то есть тех людей, с которыми мы ежедневно общаемся.
Islam-Today
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!