Фото: shutterstock.com. Автор: AleksSafronov.
Когда читают Коран или хадисы, сунной является внимательно слушать. Кто молча слушает, к тому Аллах бывает милостив. В аяте сказано:
«И когда читается Куръан, то (внимательно) слушайте его и молчите, чтобы к вам проявили милость» (Аль-А‘раф, 204).
Поскольку при чтении Корана каждый обязан молча слушать, то является макрухом читать Коран, не делая перерывов. Некоторые говорили, что в этом нет ничего плохого. Это такая вещь, которую люди делают постоянно.
В предании сказано: «Кто прочитает вслух один аят из Книги Аллаха, в Судный день это станет для него нуром. Слушателю запишется саваб» («Равдат ан-Насихин»).
50 дней до Рамадана: подготовка тела и души к благословенному месяцу
Некоторые говорили, что человек, читающий Коран, получит один саваб, а слушающий – два саваба. Человек слушает двумя ушами, а читает вслух одним языком.
В аяте сказано:
«Поистине, в этом – назидание для тех, у кого (восприимчивое) сердце (и разум), кто прислушивается (к наставлениям) и внимателен (к ним)» (Каф, 37).
Кто слушает Коран, те должны быть готовы не шевелясь слушать, действовать в соответствии с услышанным, оберегать глаза от харама. Всё это сунны и адабы слушания Корана.
Нельзя прерывать говорящего, вставляя свои слова. Также не принято спрашивать о чем-то, пока он не закончит говорить. Только после этого можно переспросить о том, что было непонятным.
Фото: dotshock/ shutterstock.com
Когда кто-то выступает с речью, сунной является не задавать вопросов в ходе выступления. Когда наш Пророк ﷺ говорил, его сподвижники молча слушали и ни о чем не спрашивали. Если приходил какой-нибудь бедуин (не обладающий городской культурой) и начинал задавать вопросы, то благодаря этому сахабы тоже узнавали многое из того, что их интересовало («Сахих» имама Муслима, № 12; Ахмад, № 12457).
Если есть что-то очень важное, о чем нужно спросить, тогда можно спрашивать. Надо стараться не задавать странных, нелепых и неуместных вопросов. Странными казались и вопросы Джабраиля (а.с.), когда он спрашивал у нашего Пророка ﷺ об особенностях ислама (Достоверный хадис Джабраиля (а.с.).
Кто хочет задать вопрос, тот сначала должен попросить разрешения присесть и затем попросить дозволения спрашивать. Именно так поступил Джабраиль (а.с.), то есть попросил у нашего Пророка ﷺ разрешения сесть и задать вопросы (См.: «Мухтар-и Саххах»).
При желании спросить о чем-то у великих ученых, сначала надо приблизиться и говорить тихим голосом. В аяте сказано:
«О верующие! Не говорите громче Пророка и не разговаривайте с ним так громко, как вы разговариваете друг с другом, а не то ваши дела окажутся тщетными, а вы даже не узнаете (об этом).» (Аль-Худжурат, 2).
Когда был ниспослан этот аят, то досточтимый Абу Бакр радыяллаху ‘анху и досточтимый ‘Умар радыяллаху ‘анху стали обращаться к Посланнику Аллаха ﷺ настолько тихо, словно два сердечных друга делятся секретами («Сахих» аль-Бухари, № 7302).
Когда учитель задает о чем-то вопрос с целью испытать ученика, нужно отвечать так, как отвечали сахабы нашему Пророку ﷺ. Они обычно говорили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Ученый не должен сердиться, даже если ему задают сложные вопросы. Когда наш Пророк ﷺ чему-то учил, бедуины просили его поклясться, и он произносил клятву («Сахих» аль-Бухари, № 63).
18 правил обращения с Кораном
«Шир‘атуль Ислам. Ахляк и адабы Ислама»