Ответ.
В сомнительных вопросах, когда отсутствуют какие-либо способы доказательства, осторожность сама превращается в самостоятельное доказательство. Ибо осторожное поведение избавит его от последующей ответственности в соблюдении религиозных предписаний.
Например, в случае, когда есть вероятность того, что что-то является харамом (запретным), нам следует отказаться от этого. Потому что если это на самом деле харам, то мы избавляем себя от совершения греха. Если же это окажется мубахом (разрешенным), то никаких последствий для нас не будет. Таким образом, осторожность гарантирует нам душевное спокойствие в будущем.
Связанный с данной темой священный хадис повелевает нам избегать вещей, которые являются сомнительными и могут беспокоить наше сердце:
“То, что является халялем и то, что является харамом известны (нет необходимости в этом сомневаться). Между ними есть сомнительные вещи, которые похожи на обе крайности, однако большинство людей не знают об этом.
Тот, кто будет воздерживаться от этих сомнительных вещей защитит свою религию и честь. Тот, кто ходит по полю сомнительного, похож на пастуха, пасущего своих животных на краю рощи. (Как) животные в любой момент могут скрыться в роще, (так, и вполне вероятно, что, ходящий по полю сомнительного, может совершить харам [запретное]).
Знайте, что у каждого правителя есть своя роща, а роща Всевышнего на земле — это харам. И должно быть известно, что в теле есть кусок мяса, и когда оно здорово, то все тело здорово, а когда оно испорчено, то все тело испорчено. Этот кусок мяса - сердце!” (Бухари, "Иман", 39; “Буйу”, 2; Муслим, "Мусакат", 107, 108).
Вот другие хадисы, которые также помогают раскрыть нам этот вопрос:
“Раб Всевышнего, который не избегает того, в чем присутствует сторона греха, и не приходит к тому, чтобы избегать даже того, в чем нет стороны греха, не может достичь уровня богобоязненных." (Тирмизи, “Кыйамат”, 19);
“Оставь то, что заставляет тебя сомневаться, и перейди к тому, что не заставляет тебя сомневаться.” (Бухари, “Буйу”, 3).
“Грех — это то, что беспокоит и царапает сердце.” (Муслим, “Бирр”, 14).
Умар (р.а.) таким образом описал отношение сподвижников Пророка (мир ему) к этому вопросу: “Опасаясь совершить запретное [харам], мы не делали девять из десяти дозволенного [халяль]” (Муснави, ат-Тайсир бишерхиль -Джамиис-сагир, 2/971).
Эти хадисы вместо того, чтобы установить объективные религиозно-правовые рамки, больше оставляют людей наедине со своей совестью и личными предпочтениями, вместе с тем побуждая людей более ответственно относиться к своей религиозной жизни. В этом плане осторожность и избегание подозрительных вещей тесно связаны с понятиями и уровнями богобоязненности [“таква” и “вера`”].
Islam-today
Также на эту тему читайте:
Какие части тела жертвенного животного нельзя употреблять в пищу?
Запрещено ли есть очень горячую или очень холодную пищу?