Вопрос.
Какое место в нашей религии занимают сахабы и особенно четыре праведных халифа?
Ответ.
Благородные сахабы составляют основу нашей религии. Тирмизи приводит такой хадис:
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «К Пророку (мир ему) доставили недавно умершего человека, чтобы он прочел по нему заупокойную молитву, однако посланник Аллаха (мир ему) не стал совершать по нему джаназа-намаз. После этого обратились к нему: «О, Посланник Аллаха! До этого мы никогда не видели, чтобы ты не прочел по кому-нибудь заупокойную молитву». Посланник Аллаха (мир ему) соизволил сказать: «Этот человек враждовал с Усманом. Всевышний Аллах тоже враг ему самому».
В хадис-шарифе, переданном от Ибн Адийя, Ибн Асакира и Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), говорится: «Поистине, Всевышний Аллах повелел мне любить четверых из моих сподвижников и сказал мне: «Люби их!» Это Абу Бакр, Умар, Усман и Али».
«Поистине, за исключением пророков и посланников, Аллах избрал над мирами моих сподвижников. Для меня Он избрал четверых их моих сахабов, сделал их лучшими среди них. Это Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Мою умму Он избрал над другими общинами и послал меня в лучшем из веков. За ним (по достоинству) идут второй, третий и четвертый века» (Абу Нуайм, Хатиб аль-Багдади, Ибн Асакир от Джабира ибн Абдуллаха).
«Самый милосердный в моей умме - Абу Бакр, самый стойкий в вопросах веры в Аллаха - Умар, самый смиренный - Усман б. Аффан, в правовых вопросах (фикха) лучше всех разбирается Али б. Абу Талиб» (Ибн Асакир от Ибн Умара).
«Эй, Али! Поистине, Аллах повелел мне взять Абу Бакра себе другом, Умара - советником, Усмана - опорой, а тебя - помощником. Аллах в Писании заключил завет относительно вас: только мумины будут вас любить и только порочные будут вас ненавидеить…» (Хатиб аль-Багдади, Абу Нуайм, Дайлями, Ибн Асакир, Ибн ан-Наджар).
Аллама Ибн Хаджар поведал: «Учитель имама Муслима имам Абу Зура ар-Рази говорил:
«Если кто-то обвинит за недостатки кого-то из сподвижников посланника Аллаха (мир ему), то знай, что этот человек стал зындыком, перестал быть мусульманином. Ибо пророчество Посланника (мир ему) истинно, Кур᾿ани Карим - священное писание, а принесенный Пророком (мир ему) ислам - истинная вера.
Убеждение в истинности всего этого дошло до нас от сахабов. Кто опровергает, обвиняет их, тот желает лишь одного: упразднить книгу Аллах и Сунну Его Посланника. Между тем, он сам более достоин опровержения и более чем кто-либо другой заслужил быть охарактеризованным такими качествами, как еретик, заблудший, лгун и нечестивец» (См.: Имам Ибн Хаджар аль-Мекки аль-Хайтами «Ас-Саваикуль-Мухрика», Стамбул, 1990, с. 250 (на тур. яз.)).
Из книги "Ответы ложным толкованиям истинной религии"