Вопрос.
Должны ли мы усердствовать при чтении молитвы? Я прочитал дуа, но оно не сбылось. Нужно ли продолжать возносить дуа? Или же в этом кроется благо для меня и просто нужно проявить смирение? Разъясните, пожалуйста этот момент. Спасибо.
Ответ.
Один из сподвижников по имени Селман-и Фариси рассказывал, как Пророк Мухаммад (мир ему) говорил:
«Ваш Господь - Истинный, Мудрый. Когда Его раб молится и поднимает свои руки, Аллах стесняется оставлять эти руки пустыми». (Тирмизи, «Призыв», 118, (3551); Абу Дауд, «Намаз» 358, (1488)
Слово «хайий» в переводе означит стыдиться, стесняться. Однако в данном контексте нужно понять смысл этого слово правильно. Нецелесообразно использовать качество «стыда, стыдливости» в значении возможностей Всевышнего. Ведь возможности Всевышнего безграничны! А в словесном значении «стыдливость» в понимании человека означает страх от осуждения или стыда.
Ибну Мас’уд (мир ему) передает, что: "Пророк Мухаммад (мир ему) любил совершать дуа 3 раза и по 3 раза совершал покаяние". (Абу Дауд, «Салят», 361, (1524)
Наш Пророк (мир ему) советовал возносить дуа Всевышнему убедительно и даже несколько раз. Этот риваят свидетельствует о том, что Посланник (мир ему) обращался ко Всевышнему с дуа и с покаянием по 3 раза.
Абу Хурейра (мир ему) передает: «Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «Без поспешности дуа каждого из нас будет принята. Но только поспешил тот, кто сказал: «Я вознёс мольбу Всевышнему, однако он её не принял». (Бухари, «Призыв» 22; Муслим, «Зикр» 92, (2735); Муватта, «Коран» 29 (1, 213); Тирмизи, «Призыв» 145, (3602, 3603); Абу Дауд, «Намаз» 358, (1484).
В другом риваяте Тирмизи сказано: «Аллах принимает дуа каждого молящегося. Однако принятие этого дуа обернется для человека благом или в этой жизни, или в ином мире, или же будет использовано для уменьшения его грехов; достаточно того, что человек вознес дуа Аллаху и не захотел совершать греха…».
Наш Пророк (мир ему), рассказывая о важности дуа в хадисах, акцентировал наше внимание на такую слабость человека, как поспешность. В одном из риваятов, передаваемым Муслимом говорится: «О, Посланник Аллаха! Что такое «исти’джаль» (спешка)?»
На что наш Пророк (мир ему) ответил:
«Это значит когда кто-то вознес дуа, и не увидев ничего в ответ, [то есть, когда человек произнося такие слова и не увидев результата] перестал возносить дуа».
В связи с этим можно сделать вывод, что Пророк (мир ему) не одобрял поспешность в молитве! Как свидетельствуют хадисы, не стоит быть нетерпеливым и думать, что дуа не принимается, ведь молитва может быть:
- искуплением грехов;
- одарить человека в будущей жизни;
- вернуться благом для него в земном мире.
Одному лишь Аллаху лучше известно, когда и что дать каждому из Своих созданий. Не переставайте духовно возвышаться, укреплять свой иман и возносить дуа Всевышнему!
Islam-today