Фото: Azeem aslam/ shutterstock.com
Начало: Как Аллах взял на себя защиту пророческой сунны
В особенности закрепление сунны в людских сердцах, в их сознании имело больше преимуществ по сравнению с фиксацией на бумаге, поскольку арабы в тот период были народом не умеющим читать и писать. Они больше доверяли сохраненному в памяти, чем записанному. Источником такого доверия была сильно развитая в людях способность к запоминанию.
Кроме того, запоминание само по себе обладает рядом преимуществ по сравнению с записыванием, а именно: запоминание наизусть происходит одновременно с постижением смысла запоминаемого и побуждает человека постоянно обращаться к нему и еще крепче запоминать. Затем то, что человек сохранил в своей памяти, всегда и везде остается при нем. С тем, что было записано, дело обстоит не так.
Однако об этих преимуществах сохраненного в памяти можно говорить только в том случае, когда речь идет об ученых, день и ночь занятых добыванием знаний и преподаванием. Желание ограничить источники установления предписаний религии одним лишь Куръан Каримом возникает из-за невежества. Безусловно, Куръан Карим является тем базисом, на котором возводятся другие следующие за ним основы: сунна, иджма‘ и кыяс.
Но это не исключает того, что сунна является вторым источником. Совершенно наоборот, в этом как раз и состоит истина. В особенности польза сунны проявляется в разъяснении Куръан Карима, что и делает ее неотъемлемой частью в установлении религиозных предписаний.
Таким образом, лишь нежелающие признавать истину из-за своего упрямства могут отрицать тот очевидный факт, что сунна – это второй важный источник.
Сунна – религиозный и научный путь объяснения приведенных в Куръан Кариме хукмов. Это разъяснение происходит тремя способами:
– Усиление данных в Куръан Кариме предписаний.
– Подробное изложение предписаний, кратко изложенных в Куръан Кариме, заострение внимания на обязательных предписаниях, индивидуализация хукмов с общим значением, разъяснение смысла не до конца понятных предписаний и детальное их изложение.
– Самостоятельное установление предписаний, о которых не сказано в Куръан Кариме.
Фото: chomplearn/ shutterstock.com
Следовательно, при жизни Пророка ﷺ сунна существовала, хотя не все было собрано в сборники хадисов. Те, кто опровергают сунну, приводят в доказательство аяты, на их взгляд опровергающие важность сунны, хотя они наоборот доказывают, что сунна является доводом.
Сказанное в 3‑м аяте суры «аль-Маида» о завершении/совершенствовании религии относится не только к Куръан Кариму. Об этом свидетельствует тот факт, что этот аят не последний ниспосланный аят Куръана. После него были ниспосланы аяты, содержащие многие важные предписания, как аяты о ростовщичестве и об одном из видов наследования.
Как же вместе с этим аятом и завершением Куръан Карима могла достичь совершенства религия в то время, когда верующие продолжали получать сведения о ниспослании новых аятов, содержащих нормы шариата?
Может быть, сказанное в аяте о достижении совершенства/завершении означает завершение изложения главных основ религии? Об обязательности исполнения этих рукнов Куръан изложил в обобщенном виде, а их подробное/детальное изложение оставил сунне. Поэтому достижение совершенства/завершения религиозных предписаний связано одновременно и с Куръан Каримом, и с сунной.
В 38‑м аяте суры «аль-Ан‘ам» слово «книга» означает Хранимую Скрижаль, содержащую сведения обо всем, что происходит в настоящее время, происходило в прошлом и произойдет в будущем. Начало этого аята усиливает такой смысл.
Почему сахабы спрашивали у Пророка ﷺ смысл аятов Коран Карима?
Мухаммад Йелькенджи «Сунна. Нет религии без Посланника Аллаха ﷺ»