После этого аята Пророк ﷺ никогда больше не вспоминал о своих родителях
وَقَالُواْ اتَّخَذَ اللّهُ وَلَدًا سُبْحَانَهُ بَل لَّهُ مَا فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ كُلٌّ لَّهُ قَانِتُونَ (116)
«Они (иудеи и христиане) сказали: «У Аллаха есть сын». Пречист Он (от всех недостатков)! Нет, Ему принадлежит все, что на небесах и на земле. Все покорно Ему Одному» (Бакара, 116).
Данный аят был ниспослан в отношении иудеев, говоривших «Узейр – сын Аллаха», а также христиан, которые говорили «Масих – сын Аллаха», и арабов-многобожников, которые говорили «Ангелы – дочери Аллаха» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 31].
«Куда бы вы ни повернулись, там кибла...»
«Однажды темной ночью мы были вместе с посланником Аллаха ﷺ. Мы не могли определить, где находится кибла, поэтому каждый совершал намаз, исходя из собственного мнения. Когда же настало утро, об этом рассказали посланнику Аллаха ﷺ. И тогда был ниспослан этот аят».
وَقَالَ الَّذِينَ لاَ يَعْلَمُونَ لَوْلاَ يُكَلِّمُنَا اللّهُ أَوْ تَأْتِينَا آيَةٌ كَذَلِكَ قَالَ الَّذِينَ مِن قَبْلِهِم مِّثْلَ قَوْلِهِمْ تَشَابَهَتْ قُلُوبُهُمْ قَدْ بَيَّنَّا الآيَاتِ لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ (118)
«Невежды (мекканские язычники) говорят (Пророку): «Почему бы Аллаху не поговорить с нами (напрямую, сказав, что ты – Его Посланник) или не явить нам знамение?». Подобные слова говорили и их предшественники. Их сердца (и способ мышления) похожи. Мы уже разъяснили знамения убежденным людям!» (Бакара, 118).
И хотя высказывалось мнение о том, что данный аят был ниспослан в отношении трех категорий людей: иудеев, христиан и многобожников, Табери отдал предпочтение следующему риваяту, переданному от Ибн Аббаса, в котором сообщается: «Иудей по имени Рафи ибн Хузейма (или Хураймиля) однажды сказал посланнику Аллаха ﷺ: «Если ты действительно являешься посланником Аллаха, как говоришь, то пусть Аллах придет и поговорит с нами, чтобы мы услышали Его речь». В ответ на это и был ниспослан данный аят [Табери, Джамиуль-Байан, 1/407].
Для чего многобожники просили Пророка ﷺ показать им чудо?
«Или же вы (язычники) хотите (из упрямства) попросить вашего посланника (превратить холм Сафа в золото), как прежде они (иудеи) просили Мусу (показать им Аллаха)? Кто променяет веру на неверие (сочтя ложью явленные ему знамения и прося иного), тот, несомненно, собьется с прямого пути»
إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ بِالْحَقِّ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَلاَ تُسْأَلُ عَنْ أَصْحَابِ الْجَحِيمِ (119)
«Поистине, Мы отправили тебя (о Мухаммад) с истиной добрым вестником и предостерегающим, и не спрашивай об обитателях Ада (почему они не уверовали)» (Бакара, 119).
Ибн Аббас и Мухаммад ибн Ка`б аль-Курази рассказывали: «Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ах, если бы я знал, что (происходит) с моими родителями?». Был ниспослан аят «Поистине, Мы отправили тебя (о Мухаммад) с истиной добрым вестником и предостерегающим, и тебя не спросят об обитателях Ада (почему они не уверовали)». Тем самым было запрещено спрашивать о состоянии тех, кто умер неверующими» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 31; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/64; Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/122].
Сура Бакара: Коран от Мухаммада ﷺ или от Аллаха?
Когда иудеи увидели, что мусульмане совершают намаз в другую сторону, то не в силах вынести изменения направления, из зависти и злобы, сказали: «...Сегодня он говорит одно, а на завтра отказывается от своих слов. Это вовсе не Коран, Мухаммад все это говорит от себя. Разве вы не видите, что это противоречивые слова».
В риваяте, переданном от Табери, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ трижды повторил это свое желание, однако, когда данный аят запретил это, посланник Аллаха ﷺ никогда в жизни больше не вспоминал о своих родителях [Табери, Джамиуль-Байан, 1/409].
Мукатиль говорил: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если бы Аллах ниспослал иудеям угнетение, то они обязательно бы уверовали».
Тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «...и не спрашивай об обитателях Ада (почему они не уверовали)» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 32; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/64].
Читайте также:
-
Президент Сирии Башар Асад - второй в списке самых богатых диктаторов мира после Каддафи
В докладе, опубликованном "Investopedia"(финансовой энциклопедией), компетентной по денежным делам, перечислено восемь диктаторов, которые являются самые богатыми в мире, среди них пять арабских президентов. Первым в списке стоит Муаммар Каддафи, вторым - Башар аль-Асад, третьим - Хосни Мубарак, четвертым - Абдалла Салех и пятым - Зин аль-Абидин Бен Али
-
12 самых благих деяний мусульманина, упоминаемые в Коране
Слово «хаир», означающее в том числе и «благо», встречается в ста семидесяти шести аятах Священного Корана, где упоминается о благих деяниях и поступках, среди которых...
-
Как прочитать треть Священного Корана всего лишь за одну ночь?
Передают со слов Абу Са'йда Худри что однажды Пророк (ﷺ) сказал об этой суре: «Клянусь Аллахом, в Чьих руках моя жизнь, чтение этой суры равносильно чтению всего Кур'ана».
-
Видео дня: кошки в мечетях мира
Однажды Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Кошка не является нечистым животным. Это такое животное, которое все время вертится вокруг вас!» (Абу Дауд, Тахара, 38; Тирмизи, Тахара, 69).
-
Когда ангелы отвечают вместо человека
Посланник Аллаха сказал: "Возле тебя был ангел, который отвечал ему за тебя. Но когда ты ответил ему сам...
-
5 дуа, которые произносил Пророк (ﷺ), выходя из дома
В одном хадисе говорится следующее: "Тот, кто при выходе из дома прочитает аят аль-Курси, до возвращения домой будет защищен от неприятностей"...
-
8 наград, которые верующий получает за молчание
«Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день пусть говорит только доброе или молчит». Таково предписание Посланника Аллаха (мир ему) нам. Молчание, т.е. оставление спора, избегание скверных слов, пустых и оскорбительных речей, является проявлением лучших качеств верующего – смиренности, терпеливости и сдержанности. В моменты ярости и гнева человек порой говорит то, чего бы никогда не хотел сказать, и то, о чем он сожалеет, поэтому в сохранении молчания вместо того, чтобы дать волю своим эмоциям – есть благо.
-
На кого из людей Аллах гневается больше всего?
Гумар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Начало смиренности - это приветствие мусульман при встрече с ними, довольство самым низким местом на собраниях и то, что не считаешь порицаемым упоминание о добре и богобоязненности».