Мы предлагаем читателю обзор высказываний Ибн Таймийи о посещении могил, сгруппированных нами по пунктам и опровержение каждого из них.
1. Мнение Ибн Таймийи: Можно посещать могилы, расположенные недалеко. Это посещение может быть двух видов:
а) посещение, соответствующее шариату: приветствовать умерших, возносить дуа и получать назидание для себя;
б) посещение с элементами нововведения (бид’а): совершать действия, которые совершают христиане при посещении своих могил, т.е. просить что-то у умершего, прислоняться к могиле руками или лицом, совершать земной поклон могиле, обходить ее.
Опровержение: Разделять посещение могил на далекие и близкие не логично и безосновательно. Если цель совершения зийарата - как это принимает сам Ибн Таймийа - приветствовать умерших, возносить дуа и брать назидание для себя, то и нет разницы, совершать ли все это у близких, или у отдаленных могил. Также и нет разницы, совершать ли те действия, которые он называет бид’атом, у близких, или у отдаленных могил.
Как мы отмечали выше, обычай предпринимать странствия для посещения могил существовал всегда. И не один ученый не выносил решения (хукм) о том, что это макрух или грех. Да и почему это должно быть грехом? Предположим, вы живете в какой-то местности. Ваш отец или другой уважаемый родственник умер в другом месте и там был похоронен. Почему это должно быть не дозволено вам отправиться туда и навестить его могилу? Ведь и мертвые, как и живые, имеют свои права, их тоже надо уважать.
Если зийарат совершается неправильно, если имеют место нововведения, это отдельный вопрос. Ведь если какое-то деяние совершается вопреки правилам, это не значит, что надо совершенно оставить это деяние. Например, если человек совершает намаз неправильно, нельзя ему сказать: «Оставь, не совершай намаз!» Его следует предупредить, постараться исправить его ошибки. Этим и должен заниматься наставляющий.
2. Мнение Ибн Таймийи: Если человек отправляется в путешествие для посещения могилы, надеясь обрести саваб, с намерением выказать повиновение Аллаху, если он воспринимает это как поклонение (ибадат), то этот человек вступает в противоречие с единогласным решением ученых (иджма) поэтому вопросу и совершает запретное (харам). А как известно, люди, предпринимающие зийарат могил, всегда имеют именно такие намерения.
Опровержение: Утверждение о том, что с намерением обретения саваба и совершения поклонения предпринимать путешествие для зийарата противоречит единогласному решению (иджма) ученых и является грехом, безосновательно и ложно. Наоборот, существует единогласное решение ученых, что зийарат приносит вознаграждение и способствует обретению близости. Предположим, посещение могил не приносит саваба и не является поклонением. Что же тогда следует сказать о человеке, который отправляется в путь для зийарата с намерением обрести вознаграждение и совершить поклонение? Основа такова, что если какое-то деяние из разряда мубах совершается с намерением обретения вознаграждения и поклонения, то следует разобраться.
Если человек пришел к такому мнению в результате иджтихада, то он получает вознаграждение за свой иджтихад. Если же человек из тех, кто следует решениям муджтахида, т.е. мукаллид,и выполняет какие-то действия, следуя другим, то ему не записывается ни вознаграҗдение (саваб), ни грех.
Потому что подражание (таклид) в деяниях допустимо. Но будь он хоть муджтахидом, хоть мукаллидом, если человек, зная, что какое-то деяние не является ибадатом, совершает его с намерением ибадати, то он будет грешником. То же самое касается нововведений.
Тот, кто придумывает нововведения, грешник. Но если мукаллид, не зная, совершает бид’ат с намерением ибадата, то в этом нет греха. Ибн Таймийа, не знающий этого основного принципа, решил, что совершение мубаха с намерением обретения вознаграждения (саваб) является грехом и харамом.
И, что еще хуже, утверждая, «Каждый совершающий зийарат имеет только эти намерения», он хочет сделать такой вывод: «Совершение путешествия для зийарата могил с намерением обретения вознаграждения запретно (харам), Те же, кто предпринимает такое путешествие, имеют только такое намерение. Поэтому каждый, кто совершает зийарат, совершает запретное (харам) деяние».
Значит, те сотни тысяч мусульман, которые ежегодно со всех четырёх концов света, расходуя на это немало денег и обременяя себя длительным путешествием, прибывают в Мадину для зийарата могилы нашего Пророка, совершают грех, харам. Это очень тяжёлое обвинение в адрес исламской уммы, которое могут бросить только те, кто совершенно не имеет страха в душе.
3. Мнение Ибн Таймийи: Сподвижники Пророка, опасаясь, что мечеть в Мадине превратится в подобие храма идолопоклонников, погребли нашего Пророка в его комнате. Ибо Посланник Аллаха сказал: «Не превращайте мою могилу в место торжеств». Идолопоклонничество родилось из посещения могил.
Опровержение: Также неверно и то, что утверждает Ибн Таймийа о погребении нашего Пророка саллаллаху аляйхи ва саллям в его комнате. Сподвижники захоронили его там исходя вовсе не из того соображения, которое приводит Ибн Таймийа.
Следуя хадису «Пророков хоронят в том месте, где они умирают», сподвижники погребли тело нашего Пророка там, где он умер - в комнате его супруги Айши. Это общеизвестно. Что же касается хадиса «Не превращайте мою могилу в место проведения торжеств», то, возможно, здесь имеется в виду следующее:
а) навещайте мою могилу часто, а не в определённые, установленные праздничными дни, т.е. всегда.
б) не превращайте мою могилу в подобие места проведения праздника, не приходите для зийарата в нарядных одеждах, с радостным праздничным настроем, блюдите правила приличия.
В таком случае в этом хадисе нет запрета на совершение зийарата могил.
Считать обычай зийарата идолопоклонничеством, неправильно. Наш Пророк салллаху аляйхи ва саллям попросил в своей молитве: «О Аллах! Не позволяй превратить мою могилу в место поклонения идолам!» Нет никакого сомнения в том, что Всевышний принял дуа своего Пророка. Значит, и нет места для какого-либо беспокойства.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"