Люди могут спросить: «Если вероубеждение о нахождении Всевышнего в определенном направлении и месте ложно, то почему в небесных книгах и хадисах Пророков имеются выражения, указывающие на направление и место? И почему, вместе с тем, что часто, снова и снова говорится о существовании, единстве, знании, мощи (кудра) Господа, следующей жизни (ахира), собрании по воскрешении (махшар), так же часто сообщается, что Всевышний превыше (муназзах) направления и места.
На это есть ответ: «Простые люди не в силах представить нечто такое, что было бы независимым от места. Если бы бесподобность (танзихийат) Аллаха была выражена ясно и очевидно, то разум простых людей, будучи не в силах постичь это, мог бы отвергнуть все полностью. По этой причине, принимая во внимание уровень простых людей, для их легкого понимания был избран вид такого обращения. Так как мы лучше всего понимаем те фразы, в которых речь идет о том, что мы можем ощущать, то и то, что невозможно постичь, было уподоблено тому, что можем. На непостижимые атрибуты (сифат) было указано намеком».
Так же, если спросят: «Мы видим, что люди, независимо от религиозной принадлежности, и даже если они далеки от всякой религии, подчиняясь своей природе, вознося молитвы, моля, обращают взор к небесам, поднимают руки кверху. Разве это не указывает на то, что Создатель пребывает наверху?»
На это мой ответ таков: «Люди воздевают руки вовсе не потому, что Аллах находится наверху. Они делают это по той причине, что небо - это кибла (место обращения) молитв. Так, совершая намаз, мы поворачиваемся в сторону киблы, во время стояния (кийам) в намазе смотрим на место совершения земного поклона (сажда), во время обхода Каабы (тауаф) стараемся дотронуться или поцеловать Черный камень. Так велит нам наша вера, и мы обязаны делать так.
Насколько бы разными не были веры и как бы некоторые люди не отказывались от всякой веры вообше, основа всех вер - одна. Один и источник, откуда люди узнают о том, как следует совершать поклонение. Вера, заложенная в нашей природе, божественная религия, это та религия, к которой призвал людей Адам аляйхиссалям. И в этой религии - как мы и наблюдаем на сегодняшний день - небо определено киблой наших молитв. Осознание этого заложено в подсознании, в самой природе человека, религиозен он или нет.
Также и милость, благодать (баракат), благо и свет (нур) нисходят с небес. Поэтому, прося о чем-либо, человек воздевает руки кверху».
Имам Газали (рахимахуллах) (450-505) в своей книге «Аль-иктисад филь-итикад» по вопросу о направлении (джихат) пишет:
«Всевышний Аллах не связан ни с одним из возможных шести направлений. Человек, который понимает смысл слов «сторона» (джихат) и «особенность» (ихтисас) может легко понять, что несвязанное с материей и свойственного материальному, не может быть связано с каким-то направлением (джихат). Место (макан)- это нечто определенное, одно из свойств материи. А направление - это связь между двумя материальными предметами.
Нам могут сказать: «Невозможно представить сушествование того, что не находится в каком-то определенном направлении, т.е. того, что не находится ни в одном из известных мест и направлений, и не внутри, и не снаружи Вселенной».
На это мы ответим: «Да, это невозможно для того, что вынуждено находиться или внутри, или снаружи Вселенной, т.е. то, что нуждается в направлении и месте. Но для того, что не связано с направлением, которое не находится и не внутри, и не снаружи Вселенной, это вполне возможно. Это применимо к объектам, которые можно определить только одним из двух взаимоисключающих понятий. Например, невозможно сказать, что человек и не ученый (алим), и не невежда (джахил).
Потому что человек - это объект, к которому возможно приложить понятия «ученый» и «невежда». Но, например, о стене, к которой невозможно приложить понятия «ученость» и «невежество», вполне можно отозваться вышеупомянутым образом. Мы можем сказать, что стена является и не ученой, и не невеждой - здесь нет необходимости выбирать только одно из названных определений.
Такова же и фраза: «Всевышний находится и не внутри Вселенной, и не снаружи, и не справа, и не слева от нее». Из этого вовсе не вытекает вывод о невозможности подобного. Потому что не может быть и речи о том, что Всевышний нуждается в этом и зависим от этого».
Ко всему этому также добавим: «Земля шарообразная. Небеса охватывают ее со всех сторон. Понятия «верх - низ», «лево - право» относительны. Направление, которое является верхом для обитателей одной части земного шара, для обитателей противоположной стороны будет низом.
Также и правая сторона одних будет левой стороной для других. Не стоит и говорить об очевидной глупости того, кто, считая эти относительные понятия неизменными, указывает пальцем наверх и говорит: «Аллах вон там, наверху на Троне».
Вывод: Много доказательств о неприемлемости применения по отношению к Всевышнему понятия сторона (джихат) и место (макан) содержится в книгах по каляму. Также существует множество статей, посланий (рисаля) и опровержений, написанных видными мусульманскими учеными и мыслителями прошлого и настояшего.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"