Несмотря на то, что аяты, которые свидетельствуют о существовании рек в Раю, не указывают на их характеристики, Всевышний Аллах в суре «Мухаммад» оставил следующее описание: ٍ
«[Это] Описание Рая, обещанного богобоязненным: в нем текут реки воды, которая не портится, реки молока, вкус которого не меняется, реки вина, дающего удовольствие пьющим, и реки очищенного меда. В Раю для них [богобоязненных] – все виды фруктов и прощение от их Господа. Неужели они равны тем, кто навечно останется в Аду и кого поят кипятком, разрывающим кишки?» (Мухаммад, 47:15).
Согласно этому аяту, в Раю есть реки с чистейшей питьевой водой, реки из молока, у которого не меняется вкус, реки из вина, которое доставляют удовольствие, и реки из очищенного меда. Всевышний Аллах в этом аяте подчеркнул, реки из воды, молока, вина и меда не подобны их аналогу в мирской жизни.
Вода в мирской жизни со временем начинает протухать и портиться, а в аяте отмечается, что вкус и запах райской воды не потеряют свои первоначальные свойства.
Таким же образом портится и прокисает молоко в мирской жизни, а в аяте указывается, что вкус молока из райского источника не меняется. А вино в мирской жизни затуманивает разум и становится причиной унижения, но в аяте обозначено, что райское вино не приводит к головной боли, не становится причиной опьянения и не является поводом для подобных несчастий, и обладает приятным вкусов. Что касается меда, то он содержит различные примеси, а в аяте отмечается, что этот мед – самый чистый и без добавок.
О происхождении райских рек посланник Аллаха (с.а.с.) говорит, что Фирдаус находится в середине Рая и на возвышенном месте, а райские реки берут свое начало оттуда.
По этому поводу передается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Когда обращаетесь с мольбой к Аллаху, просите степень Фирдаус. Поистине, она расположена посреди Рая на самом возвышенном месте, над ним простирается Трон Всемилостивого, райские ручьи берут свое начало оттуда» (Аль-Бухари, Таухид: 20, №6987, 6/2700).
Реки, которые упоминаются в этом хадисе, имеют общее значение и как указано, райские реки, которые берут начало с самой возвышенной ступени Рая – Фирдауса (по отношению к нам), текут в сторону других райских садов.
Здесь следует отметить один момент, что Фирдаус – эта самая возвышенная ступень по отношению к нам, потому что еще выше существует ступень Василе, которая предназначена для Посланника Аллаха (с.а.с).
Из всего вышесказанного следует, что источником райских рек является райская обитель Фирдаус.