Мы часто воспринимаем йогу и различные практики по медитации как «супер продвинутые» нововведения с негативным окрасом. Однако мы даже не делаем попытки понять, какое благотворное влияния эти практики могут оказать на наше вероисповедание, если мы сможем применять их в рамках дозволенного Шариатом (исламское право). На самом деле, подобные концепции закреплены нашей религией. Сама молитва представляет собой одну из форм медитации. Продвигаясь по лестнице внутреннего самопознания, человек все больше понимает, каким был Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).
Известная австралийская преподавательница ислама и основатель «Benevolence Australia» Саара Саббах занимается тем, что обучает внутреннему самопознанию в соответствии с канонами ислама. Более того, один из курсов по Пророческой медицине шейха Нух Келлера посвящен важности кундалини йоги и практик Чи Кун на пути усиления связи между верующим и Аллахом.
По определению терапевта и писателя доктора Русс Харриса, самопознание или самоосознание – это умственное состояние осознанности, концентрации и открытости, которое позволяет человеку быть полностью вовлеченным в происходящее с ним в любой момент».
Стоит взглянуть на пример Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который всегда был вовлечен в происходящее с ним в каждый определенный момент. Он был очень внимателен к каждому, с кем он разговаривал. Более того, как передают сахабы (сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует), при совершении тахажжуда (ночной намаз) он размеренно, не спеша читал суры «Аль-Бакара», «Аль Имран» и «Ан-Ниса». Трудно представить себе, сколько времени Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проводил в молитве. Передается, что ступни его ног трескались и распухали от продолжительных молитв. Он был так сильно связан с Аллахом, что он не замечал, как пролетало время. Неудивительно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл намаз прохладой своих очей.
Как самосозерцание связано с внутренним джихадом (борьба с самим собой на пути Аллаха)?
Доктор Русс Харрис поясняет, что в состоянии самосозерцания и самопознания тяжелые мысли и чувства не имеют столь сильного влияния на человека, как в обычном состоянии.
Путь внутреннего джихада состоит в том, что человек познает свой нафс (душу) и начинает поступать в соответствии с нравственными ценностями, несмотря на многочисленные соблазны и личные желания. Ислам призывает нас придерживаться таких ценностей, как сострадание, справедливость, участие в жизни общества, равенство, щедрость, честность, уважение, смелость, самодисциплина, и так далее. Стоит только обратиться к примеру Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы увидеть воплощение этих ценностей в жизни.
16-ый аят суры «Каф» повествует нам о нашептываниях нашего нафса: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена».
Вспомните последний случай, когда кто-либо выводил вас из себя или провоцировал. Скорее всего, вашей инстинктивной реакцией было обидеться на человека, принять сказанное или сделанное на себя, накричать на обидчика или начать спорить с ним. Однако если вы стремитесь к миру и состоянию внутреннего равновесия, вам стоит обратить внимание на свои инстинктивные реакции и вступить на путь внутреннего джихада для того, чтобы побороть эти инстинкты и общаться с вашим собеседником в спокойной и убедительной манере. Мы не можем контролировать то, что происходит вокруг нас. Под нашим контролем находятся наши реакции и эмоции. Когда мы предстанем перед Аллахом в Судный день, нас будут судить по нашим делам, а не по нашим мыслям.
В 34 аяте суры «Фуссилат» подчеркивается важность того, что следует поступать в соответствии с нашими ценностями, несмотря на нафс: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник».
Люди, практикующие самопознание и самосозерцание, могут преодолевать сложные жизненные ситуации без того, чтобы вступать в споры, защищаться или враждовать с кем-либо. Они спокойно разрешают сложные ситуации и не защищают себя. Кроме того, они могут даже с юмором относиться к жизненным перипетиям. Они спокойно относятся к критике в свой адрес, потому что они уверены в себе. Стоит изучить сиру (жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует), чтобы понять, как Пророк Мухаммад воплощал это в своей жизни.
С помощью самоосознания мы можем лучше познать себя самих, наши мысли и чувства, а также научиться поступать в соответствии с Исламом, несмотря на наш нафс и желания. Кроме того, концентрация, которой учит нас йога, и медитации могут войти в нашу повседневную жизнь так, что сделают наш намаз прохладой для наших очей в противовес тому ощущения бремени, которое мы спешим исполнить, не устремляясь к Аллаху во время молитвы.
Islam-Today
Полезная статья? Будем признательны за репост на Facebook!