Даджаль, или «аль-Масих ад-Даджаль», является человеком, который принесет с собой великую смуту и зло в этот мир. Он провозгласит себя Богом, будет показывать людям знамения, которые Аллах позволит ему вершить, и введет множество людей в заблуждение и неверие.
Относительно точного его появления нет информации в Коране и Сунне. Приход Даджаля является одним из признаков Судного дня, а о наступлении этого дня, как и о наступлении его признаков, знает только Всевышний Аллах: «Я едва ли не скрываю Час от Самого Себя, но он непременно настанет, чтобы каждому человеку воздали тем, к чему он стремился» («Та Ха», 15). «Люди спрашивают тебя о Часе. Скажи: «Знанием о нем обладает только Аллах». Откуда тебе знать, быть может, Час близок?» («аль-Ахзаб», 63).
Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Час не наступит, пока вы не увидите десять знамений прежде». После этого он упомянул о дыме, Даджале, животном из земли, восходе солнца с запада, нисхождении с небес пророка Исы (мир ему), племени Яджуджа и Маджуджа. Также он сообщил об оползнях в трёх местах, одном на Востоке, одном на Западе и одном в Аравии, в конце которых в Йемене выйдет огонь и погонит людей к месту их собрания (Муслим).
В этом хадисе Пророк (мир ему) сообщил, что приход Даджаля является признаком наступления Судного дня. В другом хадисе он назвал его самым страшным испытанием: «Между сотворением Адама и Часом нет творения более страшного, чем Даджаль» (Муслим).
Даджаль уже явился?
В сборнике имама Муслима передается хадис от Фатимы бинт Кайс (да будет доволен ею Аллах), в котором она сообщила, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сел на минбар и сказал: «Знаете, почему я собрал вас здесь?» Люди ответили: «Аллаху и Его посланнику лучше известно». Тогда Пророк рассказал людям историю Тамима ад-Дари, которая приключилась с ним, когда он был еще христианином.
Тамим однажды поплыл на корабле вместе с тридцатью мужчинами из племен Ляхм и Джузам. Они бродили по морю в течение месяца, после чего их вынесло к какому-то острову. На острове они встретили густо покрытое шерстью животное. Существо начало разговаривать с ними и поведало им, что зовут ее «аль-Джассаса», после чего велело им отправляться к монастырю. Там они обнаружили мужчину, закованного в железные цепи. Дальше у них произошел с ним длинный диалог, в конце которого мужчина сообщил, что является Даджалем, и что скоро наступит время, когда он освободиться и явится к людям.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подтвердил правдивость истории сподвижника, сказав: «Поистине, мне нравится то, о чем поведал Тамим. Поистине, это схоже с тем, что я вам рассказывал о нем (т.е. о Даджале)».
Данный хадис был причиной больших споров среди ученых. Был ли человек из рассказа Тамима ад-Дари тем Даджалем, который будет признаком Судного дня, или же Даджаль еще не явился в этот мир? На этот вопрос ученые не имеют точного ответа.
Однако бесспорным остается то, что без прихода Даджаля, как и без осуществления других больших признаков, Судный день не наступит. Главное, что должны знать мусульмане, это то, что к подобным испытаниям, как смута Даджаля, надо готовиться заранее.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Тот, кто выучил наизусть первые десять аятов из суры «Кахф», будет защищен от Даджаля» (Муслим). Приверженность к исламу, мольба Аллаха о защите от смуты Даджаля и следование тем советам, что оставил нам Пророк, – все это с дозволения Аллаха является защитой от этой великой смуты.