Школа матуридитского калама, названная по имени основателя имама Абу Мансура Матуриди, начинает развиваться после смерти основателя в 944 г. н.э. близ Самарканда и определяет направление мусульманской религиозной мысли на несколько столетий вперед в этом и некоторых других регионах, включая и Поволжье.
Основой этого направления является допустимость использования доводов разума в спорах с ранними мусульманскими философскими течениями, такими как мугтазилиты и джахмиты. Метод доводов разума («акль») в мусульманской философии всегда противостоял традиционным методам трактовки основ веры посредством аятов и хадисов («накль»). Традиционный метод доказал свою несостоятельность в виду активного распространения идей мугтазилизма. Мугтазилиты, к тому же, сами активно использовали доводы разума, поэтому появилась необходимость противостоять им их же «оружием».
Во всем исламском мире ощущалась острая потребность в новых разъяснительных методах, которые оставались бы преданными традиции «накль», в то же время не игнорируя доводы разума, и которые, аккумулировав лучшие аспекты салафии и мугтазилизма, оставались бы в пределах границ суннитской традиции. Имам Абу Мансур аль-Матуриди, живя и творя на периферии исламского мира, мог относительно спокойно вести просветительскую и научную деятельность, поскольку центр волнений мусульманской философской мысли находился далеко от Самарканда, в Куфе и Багдаде.
Имам Абу Мансур аль-Матуриди, известный также как «Имам аль-Худа» (Имам истинного пути) отражал свои убеждения в многочисленных трудах, из которых доподлинно известны и сохранились до наших дней следующие:
Интересным с точки зрения взглядов Имама Матуриди является труд «Китаб ат-таухид», поскольку именно в нем, по большей части, отражена акыда матуридитской школы.
В целом, касательно некоторых аспектов исламского вероучения, Имам Матуриди пошел дальше Имама Ашари. Особенно это заметно в попытках рационально объяснить существование Аллаха. Ашариты, например, при попытке доказательства бытия Всевышнего принимали за факт только аяты Корана, но матуридиты считали возможным и рациональный анализ. Имам Матуриди полагал, что факт существования Аллаха можно постичь разумом. Тем более в Коране об этом говорится однозначно.
Поэтому попытка разумного постижения бытия Аллаха, по мнению Имама Матуриди, является выполнением предписаний Корана. В то же время, признавая возможность постижения бытия Аллаха только на основании доводов разума, Имам Матуриди считал, что повелений Аллаха понять разумом нельзя и их необходимо принимать на веру через Коран. То есть, если разум говорит, что какое-то деяние или явление является хорошим либо плохим, то окончательное суждение по этому поводу можно вынести только на основании положений Корана. Мнение Имама Матуриди в этом вопросе отличается от мнения мугтазилитов, которые считали, что если голос разума говорит о дозволенности или запретности какого-либо деяния или явления, то необходимо прислушиваться к доводам разума.
Ашариты же, в свою очередь, в принципе отвергали роль разума в попытке понять природу вещей. В попытке понять приемлемость или неприемлемость, дозволенность или недозволенность ашариты требуют от своих последователей полагаться только на Коран. Таким образом, матуридиты больше чем ашариты придавали значение доводам разума и в этом они очень похожи на мугтазилитов. Но, в отличие от мугтазилитов, никогда не впадали в крайности.
В вопросе о предопределении (кадар) матуридиты также оказались между ашаритами и мугтазилитами. Ашариты отказывались обсуждать и запрещали рационально рассматривать предопределение Аллаха с его добром и злом, а мугтазилиты считали, что Аллах творит по своему усмотрению и творит только благое. Матуридиты же утверждают, что Аллах творит по своему определенному замыслу, но творит что пожелает и не перед кем не отчитывается.
Что же касается камня преткновения, из-за которого суннитские идеологи обрушились с критикой на мугтазилитов, — атрибутов Аллаха, матуридиты не относят их к личности Аллаха, но и не считают их отделимыми от Его личности. Атрибуты Аллаха, по мнению матуридитов, делятся на два типа: личностные (сыфат аз-затия) и доказательные (сыфат ас-субутия). К личностным атрибутам – то есть тем, которыми не обладает никто, кроме Аллаха, относят следующие:
К доказательным атрибутам, в свою очередь, относят следующие:
Как мы видим, в отличие от ашаритов, у матуридитов принято выделять 8 атрибутов ас-субутия.
В вопросах лицезрения Аллаха матуридиты, в отличие от мугтазилитов, признают, что праведники получат возможность лицезреть Всевышнего, но не описывают способ и процесс. Что касается вопроса о сотворенности Корана, матуридиты считают Коран несотворенным словом Аллаха, в то время как бумага, на которой он написан и чернила, которым он записан несомненно являются сотворенными. Аллах может разговаривать, а Коран – Его слово. Мусульмане-грешники, даже те, которые не успели покаяться за свои грехи, по мнению матуридитов, не останутся в аду навечно.
Islam-Today
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!