Таухид (единобожие) - это признание того, что Аллах один. Всевышний Аллах един в своей сущности (зат), атрибутах (сифат) и действиях. Это единобожие выражается словами Ля иляха илляллах («Нет божества кроме Аллаха»).
Ибн Таймийа первым среди мусульманских мыслителей подразделил вопрос единобожия (таухид) на два раздела таухид-и рубубийет (единство Господа) и таухид-и улухийет (единство божества) .
Ибн Таймийа поднял этот вопрос после того, как прошли века со времени нашего Пророка, с эпохи его сподвижников (сахаба), второго и третьего поколения мусульман (табиин и таба-и табиин), после того, как мир узнал тысячи достойных ученых, комментаторов Корана, знатоков хадисов, последователей каляма (богословия) и законоведов (факих). И на этом он не остановился.
Ибн Таймийа имел наглость заявить, что все ученые прошлого и настоящего, в частности, ученые, занимающиеся калямом и вероубеждением (итикад), а значит и все мусульмане, не понимали принцип единства божества таухид-и улухийа.
За таухид-и улухийа они принимали другую разновидность единобожия таухид-и рубубийа, который всего лишь означает, что Аллах - единый Создатель всего. Между тем, даже и многобожники (мушрик) признают, что мир был создан одним единственным Создателем.
Таким образом, Ибн Таймийа заявляет, что вся мусульманская община до него поклонялась чему-то другому, чем Аллах, т.е. всех мусульман до Ибн Таймийи нельзя признать уверовавшими в истинном смысле этого слова.
Как и во всех других вопросах, в вопросе единобожия (таухид) ваххабиты последовали за Ибн Таймийей. Они превратили его в оружие, которое используют против мусульман, обвиняя их в неверии (куфр).
Узнаем же из их собственных книг, что представляет собой тезис о существовании двух видов таухида, придуманный Ибн Таймийей и используемый его последователями для обвинения мусульман в неверии.
1. Ибн Таймийа первым своим доказательством приводит хадис «Ля йанфа’у зяль-джадда...». Смысл хадиса таков: «Занимающего (высокое) положение в (обществе) не спасет его положение. Его могут спасти только вера и благие деяния». Ибн Таймийа выводит такое значение: «В этом хадисе разъясняются две важные основы нашей веры. Первое - это принцип единства Господа (таухид-и рубубийа). Из этого принципа следует, что человек не может взять, пока ему Аллах не даст, а если Аллах дал, то никто не может отобрать. Поэтому надо уповать только на Него, и ни у кого, кроме Него, ничего не просить. Второе - это принцип единства божества (таухид-и илахийа). Этот принцип помогает нам понять, что действительно имеет значение и что совершенно не имеет. Из этого хадиса следует, что и богатства, и собственность имеют значение только в этом мире. Перед Аллахом они совершенно не значимы и не спасут человека от Его гнева».
Принцип единства Господа (таухид-и рубубийа) означает признание Аллаха предопределяющим и исполняющим предопределенное (каза и кадар), т.е. Создателем, Творцом. Таухид-и рубубийа не касается исполнения человеком своих обязанностей служения перед Ним, стараний следовать Его повелениям и заслужить Его благоволение.
А принцип единства божества (таухид-и улухийа) означает совершать поклонения (ибадат), не придавать Ему сотоварищей, подчиняться Ему и Его Пророку, совершать то, что Он любит и чем Он доволен. Рабы Аллаха облачены обязанностью поклоняться Ему и совершать то, что Он повелел, т.е. исповедовать таухид-и улухийа .
2. Единобожие состоит из двух частей: единство Господа (таухид-ирубубийа) и единство божества (таухид-и улухийа). Принцип единства божества включает в себя принцип единства Господа, а признание единства Господа требует признания единства божества. Эти два вида единобожия иногда упоминаются вместе, как, например в аятах: «Скажи, я прибегаю к Господу (рабб) людей, божеству (илях) людей» (114:1-3). Но, несмотря на все это, следует четко разделять их. Божество (илях) означает объект поклонения, а Господь (рабб) - владыка своих рабов .
3. В своей книге «Минхаджу-с-сунна» («Дорога сунны») Ибн Таймийа обвиняет ученых каляма в том, что они, не постигая принципа единства божества (таухид-и улухийа) и будучи не в силах доказать истинную суть имен Аллаха (асма-и илахийа), стали поклоняться иному, чем Аллах.
После длинных разглагольствований он пишет: «Они оказались бессильны понять разумные (акли) доводы, приводимые в книге Аллаха, и последовали ложным путем. Поэтому ученые каляма отдалились от истины и открыли дорогу недозволенным новшествам (бид’ат). Они оставили единобожие, в том числе и ту его часть, которая проистекаетот Него, а также являющиеся его частью принцип единства божества (таухид-и улухийа) и доказательства истинной сути имен и атрибутов Аллаха. В единобожии (таухид) они не поняли ничего, кроме принципа единства Господа (таухид-и рубубийа), смысл которого в том, что Аллах - Создатель всего.
Между тем, этот принцип принимают и многобожники (мушрик). Об этом говорится в Коране: «Если у них спросишь: «Кто сотворил небеса и землю?», они ответят: «Аллах»». Однажды несколько человек из числа первых мусульман спросили у многобожников: «Кто сотворил небеса и землю?». Те ответили: «Аллах». Но вместе с тем они поклонялись каким-то иным объектам, кроме Аллаха. То единобожие (таухид), которое приказал Своим рабам исповедовать Аллах, это признание единства божества (таухид-и улухийа), включающее в себя и принцип единства Господа (таухид-и рубубийа)».
4. В своем послании «Али-с-суффа» Ибн Таймийа пишет: «Принимать только единство Господа (таухид-и рубубийа) недостаточно, не избавляет человека от неверия (куфр)». Чтобы заставить других принять свои сомнительныс умозаключения, Ибн Таймийа, как правило, ссылается на Коран, сунну и слова первых поколений мусульман (саляф-и салихин). Но в данном случае он не скрывает своего авторства. Не найдя источник, на который он мог бы сослаться, Ибн Таймийа свои мысли выражает своими же словами.
В следующем материале мы дадим на это сначала общий, потом подробный ответ.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"