Некоторые исламские ученые, опираясь на хадисы, полагают, что Ад находится под семью уровнями земли. В качестве довода своих слов они приводят хадис от Бара ибн Азиба (р.а.).
Он передает, что, когда люди собрались для джаназа намаза одного из ансаров, посланник Аллаха (с.а.с.) рассказал об отношении к верующему и неверующему после того, как их тела будут положены в могилу.
Пророк (с.а.с.) так сказал о душе неверующего:
«Воистину, когда неверующий раб (Аллаха) покидает земную жизнь и направляется в вечный мир, с неба спускается группа черноликих ангелов с прутьями и крючками и располагаются в районе видимости его глаз. Потом ангел смерти садится рядом с ним и говорит: «Эй, скверная душа! Ожидай (выходи ради) наказания и кары Всевышнего Аллаха!» В этот момент душа распространится по всему телу (не желая выходить из него), а ангел смерти вытащит ее через силу, и остальные ангелы мгновенно насадят ее на прутья. В этот момент на земле распространится самое мерзкое зловоние, подобное запаху падали. Когда провожающие ангелы будут поднимать душу до уровня первого неба, группы ангелов, которых они встретят в пути, будут спрашивать: «Откуда эта скверная душа?» Провожающие ангелы ответят им, называя его наихудшими именами: «Это такой-то, сын такого-то». И даже если захотят, чтобы небесные врата открылись для входа, они не откроются.
Потом посланник Аллаха (с.а.с.) прочитал следующий аят:
«Поистине, для считавших ложью Наши знамения и проявлявших в отношении них высокомерие не откроются врата небес [не будут подняты на небеса их мольбы и деяния, а также их души после смерти]. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко [а этого не случится никогда]. Таким образом Мы воздаем [мучительным наказанием неверующим] преступникам» (Аль-Араф, 40).
Читайте также: Поступки, которые помогут достичь высшей степени веры
Потом посланник Аллаха (с.а.с.) продолжил: «Всевышний Аллах сказал об этом рабе: «Ему предопределена самая низкая ступень – «Сиджжин». После этого бросят (душу неверующего) вниз со страшной силой». Далее Пророк (с.а.с.) прочитал следующий аят Благородного Корана:
«А кто обожествляет [что-либо] наряду с Аллахом, тот будто падает с неба [то есть, он подобен тому, кому уже ничем нельзя помочь]. [Хищные] Птицы подхватят его, или же ветер забросит его далеко [и нет никакой надежды на его спасение]» (Аль-Хадж, 31).
Посланник Аллаха (с.а.с.) продолжил: «Когда душа неверующего будет возвращена ее телу (трупу, находящемуся в могиле), два ангела помогут телу присесть и спросят: «Кто твой Господь?» Ошеломленный от вопроса, он ответит: «Не знаю». Тогда зададут следующий вопрос: «Какова твоя религия?» Пораженный вопросом, он ответит: «Не знаю». Тогда ангелы спросят: «Кто этот человек, который был отправлен к вам?»
Удивленный вопросом, он снова ответит, что не знает. На этот ответ последует голос с небес: «Когда он сказал «не знаю», он солгал (потому что религия Всевышнего Аллаха и пророчество Его посланника были доступны всему человечеству, и этот человек был лжецом в земной жизни). Приготовьте ему настил из пылающего огня и откройте ему врата в Ад».
После этого подуют горячий воздух и ветра из Ада, его могила сожмется до такой степени, что его ребра будут заходить друг в друга, к нему подойдет зловонный человек с отвратительным лицом, в безобразной одежде и скажет: «Эй, человек, обрадованный печальной вестью. Это тот обещанный (твой наихудший) день».
Он спросит: «А ты кто? Твое лицо предвещает беду и зло». Тот человек ответит: «Я – твои скверные деяния». Тогда он обратится с мольбой к Всевышнему: «О мой Господь! Не дай случиться Судному дню (чтобы не реализовалось уготованное для меня)» (Ахмад ибн Ханбаль, «аль-Муснад», № 18534, 30/502; Ибн Абу Шейба, «аль-Мусаннаф», № 12185, 3/382).
Некоторые исламские ученые считали, что Ад, как и Рай, расположен на небесах. Однако посланник Аллаха (с.а.с.) сказал, что «После этого бросят (душу неверующего) вниз со страшной силой» и что «он найдет свое пристанище в «Сиджжин».
Поэтому эта точка зрения не нашла своего распространения. В одном из аятов о династии фараона Всевышний Аллах сказал, что их уже после смерти подвергают мучением огнем:
«[А в могиле их ждет] Огонь, куда их помещают утром и вечером» (Гафир, 46).
В другом же аяте Всевышний Аллах сказал, что души неверных будут изгнаны из небесных врат:
«Поистине, для считавших ложью Наши знамения и проявлявших в отношении них высокомерие, не откроются врата небес [не будут подняты на небеса их мольбы и деяния, а также их души после смерти]. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко [а этого не случится никогда]» (Аль-Араф, 40).
Из этого следует, что души, которые поднялись на небеса, не подвергнутся там наказаниям и нахождение Ада на небесах представляется невозможным. Исламские ученые, опираясь на аяты и хадисы, выносили предположения о расположении Ада, но более осторожный в этом вопросе имам ас-Суюты (р.а.) сказал: «Самое лучшее в вопросе местонахождения Ада – это молчание. Так как в этом вопросе отсутствуют ясные тексты и достоверные хадисы».