Ибн Таймийа, придумав тезис о существовании двух видов единобожия (таухид), хотел представить неверующими (кяфир) и многобожниками (мушрик) всех тех мусульман, которые с целью обрести благодать и попросить о заступничестве (шафаат) посещают могилы пророков (мир им) и праведников, в частности, благословенную могилу Мухаммада Мустафы саллаллаху аляйхи ва саллям. А также тех, кто выказывает почтение и привязанность святым (вали) и праведникам, и обращается к Аллаху во имя тех обладателей благочестия, которые занимают перед Всевышним какое-то положение, т.е. совершают тавассул.
Этим самым Ибн Таймийа, якобы, хочет послужить делу защиты единобожия. К сожалению, он не понимает, что фактически старается разрушить само вероубеждение таухида. Желая уничтожить многобожество и защитить единобожие, Ибн Таймийа не ведает, что сам впадает в ширк.
Последовав этим опасным путем, Ибн Таймийа, взяв пример с секты харуритов[1], применяет по отношению к мусульманам те аяты Корана, которые были ниспосланы по отношению к многобожникам и которые полностью адресованы неверующим (кяфир). Он посчитал, что поклонение идолам и тавассул - это одно и тоже, не постигая явной разницы между поклонением (ибадат) и действиями, не являющимися поклонением (ибадат). А может, и не хотел увидеть этой разницы.
Можно видеть, как во всех своих произведениях, отталкиваясъ от той же исходной точки, Ибн Таймийа разными средствами пытается привести читателей все к тому же выводу. В нижеприведенном отрывке ясно видно, каким образом он уподобляет мусульман многобожникам, а поклонение и тавассул считает одним и тем же:
«Те люди, которые обращаются к Аллаху во имя пророков (мир им) и святых (вали), т.е. совершают тавассул, которые просят у них заступничества (шафаат), которые взывают к ним в трудные моменты своей жизни, поклоняются этим пророкам и святым. И так они становятся такими же неверующими (кяфир), как те люди, которые поклоняются идолам, ангелам.
Потому что неверие (куфр) идолопоклонников происходит не потому, что они считают своих идолов Господом, а потому, что они, признавая единство Творца (таухид-и рубубийа), поклоняются еще чему-то кроме Него. То же самое можно сказать и о тех мусульманах, которые навещают могилы с целью попросить помощи и тавассуля у душ праведников, погребенных в них.
Люди могут сильно любить какого-то халифа, ученого, шейха или правителя (амир), утверждая, будто любят его ради Аллаха. В действительности же они приравнивают объект своей любви к Аллаху. Если какой-то человек считает необходимым подчиняться приказам и запретам кого-либо кроме пророка; даже если эти приказы и запреты противоречат указанным Аллахом, то этот человек впадает в ширк, многобожие.
Человек обращается к объекту своей любви с молитвами (дуа); ждет от него помощи; считает его друзей своими друзьями, врагов - своими врагами; называет запретным (харам) то, что он называет запретным, а дозволенным (халял) то, что он так называет. Одним словом, человек возводит объект своей любви на место Аллаха и Посланника Аллаха. Это и есть то самое многобожие (ширк), о котором говорится в аяте:
«Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал»[2] »[3]
___________________________
[1] Харуриты - одна из сект, которая, применяя по отношению мусульман аяты, ниспосланные относительно многобожников, обвиняла всех мусульман в неверии (куфр).
[2] Коран, 2/165.
[3] Фетвы Ибн Таймийи, Т.II, с. 271.
Из книги "Учение ибн Таймии, ибн Абдуль-Ваххаба и преступления, совершаемые их последователями под предлогом защиты единобожия"