Во времена Ибн Аббаса люди высоко ценили религию и благочестие. Они не получали удовлетворение от того, что кто-то говорил из них без знаний, считал себя специалистом, не имея на то права. Однако, потом ослабли религия и благочестие. Выросло число людей, которые говорили от имени религии, и считали себя имеющим право говорить от ее имени.
Дела в религии расстроятся, разрешенное станет запретным, а запретное – дозволенным, каждый будет судить по своему усмотрению, если положение не изменится по сравнению с более ранними периодами, т.е. каждый будет издавать фетву согласно тому, что он считает истиной.
Однако, мудрость Всевышнего Аллаха такова, что она требует сохранения и записи надлежащим образом, путем знаний и стойкости, которыми они обладают, прихода к единогласному мнению в плане достижения цели степеней знания для издания фетв и предписаний, назначения предводителей из числа знатоков хадиса и взглядов.
Читайте также: Какие хадисы можно считать достоверными?
Таким образом, люди оказали им доверие в вопросе издания фетв, они обратились к ним с целью узнать решение по делам религии. Аллах сотворит людей, которые перенесут мазхабы имамов на бумагу и установят их принципы, даже сотворит таких людей среди них, которые приведут в порядок мазхаб каждого имама, его усуль [основы], принципы и разделы по темам. Все это делается лишь с одной целью – чтобы люди обращались к этому решению и было установлено дозволенное-запретное.
Это является прекрасной поддержкой Аллаха в защите религии и Его милостью верующим рабам. В противном случае, люди страдали бы от причуд глупых, наглых, самодовольных своим мнением, неусидчивых людей, тех, которые перешли границы разумного и обращаются с людьми нагло!
Доходило до такой степени, что этот человек утверждал, что он является имамом всех имамов, путеводителем истинного пути, что он единственный источник, кому следует обращаться и оказать доверие. Однако по милости и щедрости Аллаха большой вопрос, который таил в себе многочисленные опасности, был решен, и было устранено большое зло. Это случается из-за милости Всевышнего Аллаха по отношению к Своим рабам, Его высокого покровительства и всеобъемлющего милосердия.
Однако, несмотря на это, всё еще есть люди, которые утверждают о том, что они достигли уровня иджтихада, не следуют ни одному из имамов и высказывают свои мысли в сфере религиозных знаний. Некоторые из их среды, находя в утверждениях подобных людей истину, дозволяют его. Утверждения же других оспариваются и становятся ложью. Другие люди, которые не достигли этой степени, вынуждены следовать имамам и довольствоваться тем, чем довольствуется остальная часть уммы.
Если один дерзкий глупец в один день скажет: «Как людей могут заставить придерживаться мнений только определенных ученых и запретить им иджтихад и следовать имамам других мазхабов?» Ему в ответ будет сказано: «Запретить можно тем примером, как сподвижники (р.а.) собрали людей под одной формой чтения Корана [харфом] среди множества других чтений и запретили во всех странах цитирование Корана другими видами чтения.
Они пришли к мнению, что общая польза для мусульман [маслаха] будет завершена только таким образом и возникнут большие угрозы в случае, если оставить людям на усмотрение чтение Корана различными харфами.
Продолжение следует...
Из книги «Опровержение тем, кто не следует мазхабам»
Автор: Ибн Раджаб аль-Ханбали
(Фото: shutterstock.com).