Социальные сети позволяют нам взаимодействовать с большим количеством людей. Если мы хотим собрать денежные средства, мы публикуем пост на Фейсбук или Твиттере, чтобы привлечь внимание людей. Мы также публикуем свои фотографии на благотворительных мероприятиях, в мечети, в ихраме, в Каабе, чтобы показать людям, чего мы достигли. Неизбежно они вызывают комментарии. Только в редких случаях это делается не намеренно. Выставление наших благих дел ставит нас в шаткое положение. Также как выставление наших грехов, выводит грех на новый уровень, выставление благих дел, может свести их на нет и даже вызвать больший грех.
Любое благое дело, совершенное с намерением показухи и угождения людям неприемлемо. Если человек читает Коран, например, желая восхищения людей, это не является делом ради Аллаха, это входит в категорию показухи, и рассматривается как малый ширк. Очень важно осознавать пагубность такого греха и совершать каждое дело только ради одного Аллаха, а не возвеличивать свой статус среди людей.
Шайтан заставляет человека восхищаться своими поступками и выставлять их напоказ для остальных людей. Иногда он пользуется другой уловкой: он заставляет человека думать, что он показывает себя в выгодном свете, и обманывает его. Чтобы избежать обоих уловок, нужно убедиться, что наши намерения осознанны и направлены на довольство Аллаха, и не прислушиваться к шепоту шайтана.
Сахабы скрывали свои благие дела от глаз окружающих. Также как мы скрываем свои грехи. Они были против рия – показухи, так как придерживались искренности. Сулейман ибн Махран аль Амаш сказал, что однажды он сидел с Ибрахимом ан Нахаки. Ибрахим читал Коран, как в комнату вошел мужчина. Ибрахим закрыл Коран, потому что не хотел, как этот мужчина видел его чтение Корана. Аюб ибн Тамим выстаивал в молитве всю ночь, и когда рассветало и приходило время фаджра, он зевал и подтягивался, чтобы показать своей семье, что он только проснулся.
Это были искренние люди, которые скрывали свои благие дела, так как были честны с самим собой. Они знали, что восхищение, надменность и желание показать людям совершенное ими хорошее, дела, которые они совершают ради одного Аллаха, могут быть сведены на нет, так как направлены на кого-то, кроме Всевышнего.
Человек может проживать жизнь, думая, что он выполняет предписания Аллаха, совершает намаз, читает Коран, совершил хадж, занимается дагватом, но в его книге деяний может быть не записано не одного благого деяния. Как может случится так, что человек, сторонившийся запретного, занимающийся только благим, останется в День Суда не с чем и предстанет перед Всевышним не совершившим ничего из того, что он предписал? Не обидным ли будет его положение.
Если вы задумываетесь над этим, не стоит забывать, благодаря чему наши действия принимаются или не принимаются Всевышним. Намерение – душа каждого нашего поступка, то, во что оборачиваются наши деяния. Мы можем думать, что стоим на твердой устойчивой фундаменте нашего имана, так как выполняем свои обязательства, но на самом деле стоять на шатком тонком льду, если наши благие дела обернуты не в благие, праведные намерения.
Тест на проверку искренности верующего очень прост. Каковы его мысли, когда он один? Какие благие действия он совершает, когда он один? Что хорошего он делает, о чем знает только он? Какое поклонение он совершает, когда он один и распространяется ли он об этом остальным? Отличается ли наше поклонение, когда мы с людьми и когда мы наедине с самими собой. Задайте себе эти вопросы.
Каков статус вашего имана, когда вы наедине с Всевышним Аллахом?
Cайда Хайат