«Так Пророк ﷺ не делал!»

Есть ли правило в религии: «Запретно все, что не делал Пророк (с.а.с.)?»

Всевышний Аллах сделал полноценной для нас религию, которая не нуждается в изменении. Его повеления ясны, и, соблюдая их, мы добиваемся счастья в обоих мирах. Пророк (с.а.с.) относительно обязательности следования его путем сказал:

«Вам надлежит слушаться и повиноваться, даже если вами будет править эфиопский раб. Воистину, тот из вас, кто будет жить долго, станет свидетелем больших распрей, так что придерживайтесь моей сунны и сунны моих сподвижников – не отступайте от них ни на йоту. Бойтесь нововведений, потому что каждое нововведение – это заблуждение» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Отсюда мы понимаем, что следовать за нововведениями является заблуждением, которое отдаляет нас от пути истины. Но как нам понимать, что является нововведением, а что нет? Для этого необходимо изучать наследие ученых ахлю-с-сунна.
Тема нововведений (бид'ат) очень обширна, для ее разбора необходимо написание нескольких отдельных статей. Здесь же мы поговорим об одном правиле, которое было придумано последователями известной исламской группы и распространено в мире как единственно верное «мерило» нововведений.

«Так Пророк (с.а.с.) не делал!»

Порицая мусульман за те или иные действия, некоторые мусульмане говорят: «Этого делать нельзя, ведь Пророк (с.а.с.) и его сподвижники этого не делали». На первый взгляд, очень убедительный довод, который разоружает многих рядовых мусульман и даже некоторых, кто имеет религиозное образование. А главное, это удобное правило, с помощью которого они отсеивают правильное от неправильного.

Если говорить о правилах, то это изучается в таких науках, как «усуль аль-фикх» или «усуль аш-шари'а» (основы Шариата).

В Шарите, как нас учат эти науки, существует четыре вида доводов: Коран, сунна, единогласное мнение ученых (иджма') и суждение по аналогии (кыяс). В обсуждаемом нами вопросе нас интересует второй вид довода – сунна посланника Аллаха (с.а.с.).

Сунной являются слова Пророка (с.а.с.), его поступки, молчаливые одобрения и нравственные качества. Отсюда, доводом тому или иному поклонению или поступку могут быть как слова Пророка (с.а.с.), так и его поступки. Заметьте, здесь нет понятия «то, что оставил Пророк».

Когда мы называем что-либо новшеством (бид'атом), мы запрещаем его совершение, а, как известно, каждый запрет требует довода. Если это запретил Аллах и Его посланник, либо же если это запретили ученые фикха по аналогии (кыясу), тогда мы называем это запретным.

7 сунн для укрепления отношений с людьми
Наша религия предоставила нам руководства в виде сунны и Корана для каждой сферы нашей жизни, в том числе и отношений с другими. Мудрость, которую можно извлечь, касательно этой стороны жизни заключена в сунне посланника Аллаха (мир ему)...
28.09.2020
13282

Однако можно ли определенный поступок называть новшеством, т. е. запретным, если его не запретил Аллах и Его посланник? Однозначно нельзя! Можно ли этот поступок назвать запретным нововведением только потому, что его не делал Пророк? Однозначно нельзя! Ведь если люди вводят термин «оставление Пророка» в качестве нового вида довода в религию, то мы у них требуем на это доказательство.

Теперь же разберем некоторые доводы того, что «оставление Пророка какого-либо поступка» (тарк ан-Наби) не является источником Шариата.

1. Когда Всевышний Аллах разъяснил нам, чему необходимо следовать, Он велел:

«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 7).

Всевышний Аллах не сказал в этом аяте оставьте то, что оставил или о чем умолчал Пророк (с.а.с.). Тут ясно говорится лишь о том, что необходимо оставлять то, что Пророк запретил.

2. Вторым доводом является достоверный хадис, в котором Пророк (с.а.с.) сказал:

«О, люди, Аллах вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!» Один человек спросил: «Каждый год, о посланник Аллаха?», – однако он хранил молчание, пока тот не (повторил свой вопрос) трижды, и тогда посланник Аллаха сказал: «Если я скажу: «Да», – это непременно станет (для вас) обязательным, но вы, ведь не сможете (делать этого)!» А потом он сказал: «Избавьте меня (от расспросов о том, относительно) чего я с вами (не говорил). Поистине, жившие до вас погибли из-за того, что задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками! Когда я велю вам что-нибудь, (просто) делайте из этого то, что вам по силам, а когда запрещаю вам что-нибудь, отказывайтесь от этого» (Муслим).

Чей ислам лучше? Ответы самого Мухаммада ﷺ
Чтобы стать мусульманином, достаточно произнести слова двух свидетельств, уверовав в их смысл. Однако чтобы стать истинным мусульманином, человеку нужно усердно трудиться.
29.01.2021
3538

В этом хадисе Пророк (с.а.с.) отчетливо говорит, что следованием его сунне является подчинение его приказам и оставление его приказов. «Оставьте расспросы» здесь звучит как «заруни ма тарактукум», т.е. «оставьте (расспросы) относительно того, что я оставил (не говорил вам или не делал)».

Сподвижник спросил его о совершении хаджа каждый год, и Пророк (с.а.с.) велел ему, чтобы он не задавал лишних вопросов, потому что ясно, что совершение паломничества каждый год и так является дозволенным.

Отсюда можно извлечь правило. Необходимо выполнять его повеления и сторониться всего запрещенного им, а все остальное является дозволенным.

3. В качестве третьего довода приведем изречения предшественников нашей Уммы по поводу данного вопроса.

Имам Ибн аль-Кудама (р.а.) сказал: «Если Пророк (с.а.с.) оставил что-либо, то это не указывает ни на запрет, ни на нежелательность» («аль-Мугни»).

Ибн Дакик аль-Ид (р.а.) в своей книге «Ихкам аль-Ахкам» написал: «Оставление не является доводом о запретности».

Шейх аль-Мубаракфури (р.а.) изрек: «Совершение поступка указывает на дозволенность, а оставление совершения поступка не указывает на его запретность» («Тухфат аль-Ахвази»).

Islam-today

А какие качества Пророка ﷺ вам нравятся больше всего?

Поделитесь своими мыслями в комментариях!

 

 

Социальные комментарии Cackle