«Четверо имамов, все четверо – уважаемы, ведают они об Аллахе и Мустафе»

Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.

С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.

Глава 7. Во хвалу Хасана1 и Хусейна2, повелителей правоверных (амирайн ал-му`минин) (да будет доволен ими Аллах!)

Свет очей Мустафы,

Те двое убиенных в долине Кербела!

Множество мук и страданий от притеснителей

Видели и претерпели они в [этом] мире.

Первый погиб от яда, не имевшего противоядия,

Отправился к Аллаху влюбленным и устремленным [к Нему].

Второй стал жертвой любви к Истинному (Хак),

Хотя и потерял [он] тело, но всецело душой стал.

Освободились они от этого непостоянного мира,

Обрели то вечное существование и [подлинную] жизнь.

Глава 8. Во хвалу четырех Имамов (да будет довольство Аллаха им всем!)

Предводитель мазхаба и религии Посланника [Аллаха],

Тот имам, к которому восходят сто основ.

Солнце общины, мирской жизни и религии,

Кто же это, как не Абу Ханифа?

Не появился на этот свет подобный ему ученый,

С тех пор, как был воздвигнут мир Царем Царей.

Снял замок он с сокровищ смысла,

Тайну души Мустафы он показал.

Великолепие ислама, шариата и истинной религии

[Дано] ему Аллахом благодаря этим руководящим указаниям.

Считай Аш-Шафи’и одним из [тех самых] разумов (альбаб), [упомянутых в Коране],

Считай его предводителем и господином сподвижников.

Его мазхаб – это воздержанность (зухд), [ибо] аскетом он был,

Благочестивым, набожным и богомольным [он] был.

Свеча ислама и светоч правоверных,

Ученым [он был] и совершал деяния в обоих мирах.

В сердце [он] вложил ядро, очищенное от скорлупы (т.е. постигал самую суть вопросов – прим. ред.),

[Был он] ищущим и искомым на пути к Другу.

Если будешь ты поступать, согласно его словам,

Спасешь ты свою религию и веру от ошибок.

Ахмад б. Ханбал3, предводитель богобоязненных (имам аль-муттакин),

Был господином на пути религии.

Хадисов Мустафы бесчисленное множество

Знал он, а может быть, триста тысяч.

С таким достоинством и великодушием тот благородный [муж],

Считал Аш-Шафи’и господином великим.

Ни одной матерью не был произведен [на свет] подобный ему ученый,

Другой мазхаб он основал на Коране.

Доводом ислама (худжжат аль-ислам) был тот чистый душой,

[Да будет] сто тысяч благословений душе его!

Хваджа Малик – последний [после] этих трех Имамов,

Истинный (Хак) повелел ему, и он заговорил.

Именно он создал еще один мазхаб,

Направил он суннитов к [подлинному] шариату.

С него начался путь великих ученых,

Очистил [он] жилище от лап чудовища.

[Он] был жемчужиной в море знания,

Был этот муж деятельным [и] весьма кротким.

Усердствовал и прилагал усилия на пути религии

Он сполна, [обладая] правдивостью и достоверным знанием (йакин).

Один подобен оку, а другой подобен голове,

Один подобен морю, а другой подобен жемчужине.

Один подобен разуму, а другой подобен душе,

Одного считай ключом (мифтах), а другого – открытием (футух).

Четверо имамов [они], все четверо – уважаемы,

Ведают они об Аллахе и Мустафе.

[Да будет] сто тысяч благословений душам их,

[А также] всем последователям и сподвижникам их!

____________________

1 Абу Мухаммад Хасан б. ‘Али аль-Хашими аль-Курайши (624–669) – сын ‘Али б. Абу Талиба и Фати- мы, внук Пророка Мухаммада. Пятый халиф мусульман (с января по июль 661 г.), отказавшийся от власти в пользу основателя династии Омейядов – Муавией б. Абу Суфьяном в соответствии с договором, согласно которому после смерти Муавии власть должна была перейти Хасану. В шиизме считается вторым непороч- ным имамом.

2 Абу ‘Абдаллах Хусейн б. ‘Али аль-Хашими аль-Курайши (626–680) – сын ‘Али б. Абу Талиба и Фати- мы, внук Пророка Мухаммада. Был трагически убит вместе со своими сторонниками в 680 г. в Кербеле в сражении с многократно превосходившими их по своей численности силами омейядского наместника Куфы ‘Убайдаллаха б. Зийада. В шиизме считается третьим непорочным имамом.

3 Абу ‘Абдаллах Ахмад б. Мухаммад аш-Шайбани (780–855) – мусульманский правовед (факих) и хади- совед, основоположник и эпоним ханбалитской правовой школы в суннитском исламе.

Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.

Социальные комментарии Cackle