В последнее время среди вахабитов и необразованных мусульман-сунитов получил распространение «брак мисйар». Саудовские улемы разрешили временные браки - то, за что раньше критиковали шиитов.
Тяжелая жизнь наемников из мусульманских стран в Сирии, неженатых или в течение длительного времени находящихся вдалеке от своих жен, может стать легче заключениями таких современных факихов, как доктор Йусуф Кардави, шейх Усеймин, Ибн Баз, Абд аль-Азиз аль-Шейх. Они предложили вид временного брака, получивший название «мисйар».
Этот вид брака не преследует цели продолжительной совместной жизни. С мужчины снимается обязанность по содержанию своей жены. Он не обязан обеспечивать жену жильем, одеждой и пищей, не проводить с ней каждую ночь. Мужчина и женщина отказываются от наследования друг другу в случае смерти одного из них.
Заключая временный брак «мисйар», они заранее обговаривают его срок, по истечению которого этот союз автоматически расторгается. Практически женщина становится временной любовницей. По фетве шейха Усеймина мужчины и женщины могут заключать «брак мисйар» с другими сколько пожелает в течение своей жизни.
Cаудовский проповедник Мухаммед аль-Арифи пошел еще дальше, разрешив джихадистам в Сирии заключать краткие браки с девушками старше 14 лет, с вдовами и разведенными женщинами даже на несколько часов.
Традиционная сунитская трактовка дозволенности временных браков
Правовое законодательство ахлю сунна валь-джамаа в Исламе, принципы которого основываются на аятах Корана и Сунны Посланника Аллаха (с.а.в.), запрещает временный никах, целью которого было всего лишь получение наслаждения от женщины без намерения создания семьи.
От Али (р.а.) передается: «Посланник Аллаха в день Хейбара (в 7 году по хиджре) запретил заключать временный брак и есть мясо домашнего осла». (Бухари, Муслим)
Даже в шиитском Иране, где широко распространены временные никахи, они все больше приобретают смысл помоловок и подразумевают целомудренные встречи жениха и невесты в период до заключения постоянного брака.
Превращение проблем, связанных с половым инстинктом, в одну из важнейших для современного мусульманского общества является неоправданным и свойственны скорее теории Фрейда, чем традиционному Исламу. Ответы на эти вопросы существуют и решаются заключением брака-никаха с последующим созданием семьи.
Брак в Исламе воспринимается как величайшее богослужение. Не являются приемлемыми ни свободные половые отношения - прелюбодеяние, ни подавление половых инстинктов по аналогии с обетами целомудрия монахов в христианстве.
Ценности брака в традиционном Исламе
Понять суть этого вопроса можно только, рассматривая женщину через понятие семьи. Религия Ислам поощряет брак и придает большое значение семье, строящейся на взаимной любви, взаимоуважении, защите и взаимопомощи. Всевышний призывает вступать в брак: «Жените тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий. Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости». (Коран, сура «Свет», 24:32, 33). Самым же нелюбимым для Всевышнего из разрешенных дел считается развод.
В Исламе существует особое понимание ответственности в защите и соблюдении прав женщин и детей. Мусульманин отвечает перед Аллахом за заботу, воспитание и содержание домочадцев, и особенно жены. Посланника Аллах (с.а.в.) говорил: «Непроявление заботы о человеке, за которого вы ответственны, равнозначно греху… Каждый из вас является пастухом и каждый из вас ответствен за свою паству».
Женщине отводится особое место как воспитателю семьи и ее фундаменту. Ее ценность проявляется в создании семейного очага, воспитании детей. Внутренняя красота - религиозное и нравственное состояние, целомудрие как символ чести и достоинства, благонравие, внешняя красота, способность к деторождению помогают женщине занять подобающее ей положение. Женщину необходимо оберегать от духовных опасностей, помочь ей обрести прекрасные качества, создать семью с достойными людьми.
Ислам также повелевает мужчине, оберегая ее, чутко относиться к ней и не потакать неверным наклонностям, а направлять на путь служения Аллаху. Для сохранения брака Пророк (с.а.в.) советовал хорошо обращаться с женщиной и устанавливать с ней близкие, доверительные отношения: «Когда кто-нибудь из вас задумает в сердце жениться ради Аллаха на ком-либо, пусть посмотрит на ту женщину, так как благодаря этому между ними возникнет более близкая дружба».
Первый заместитель Муфтия Татарстана Рустам хазрат Батров
В исламском богословии всегда были две школы – духовной мудрости и формального богословия. В начале это были асхабы аль-раи и асхабы аль-хадис. Абу Ханифа был представителем умозрительной школы. Он всегда стремился увидеть смысл того или иного предписания, соотнести их с рациональными соображениями в рамках религиозной логики.
Асхабы аль-хадис старались жить по букве закона, не вдумываясь в то, к каким последствиям это приведет в жизни людей. Затем эти два лагеря можно рассмотреть в делении факихов и суфиев: одни упирали на букву закона, другие – говорили, что помимо буквы есть еще и дух закона. Современные саудийские богословы – ярчайшие представители школы формального богословия. Они пытаются жить не по духу закона, а подчиняясь некой формальной логике.
Однако в случае с разрешением временных браков не до конца выдержана является и богословская формальная логика. По данному вопросу в исламском праве есть однозначный запрет. Но при желании всегда можно обойти всевозможные требования и формулировки. Это и будет приводить к подобного рода вещам.
Бракосочетание – никах это не только формальный обряд, он имеет больше глубоких смыслов, чем только доступ тела к телу. Брак – это не только право ложиться в одну постель, это нечто большее – семья, дети, ответственность друг за друга перед Всевышним Аллахом.
Что делать при крайне вероятном рождении ребенка? Как быть, если родители в результате этого временного брака сойдутся и разойдутся, и мать одна будет воспитывать ребенка? Безусловно, это ненормально и аморально, когда ни в чем не виноватый ребенок изначально обречен на воспитание в неполноценной семье или социальное сиротство.
Нельзя своими руками создавать предпосылки для этого. В действительности, этот вид «брака», который хотят охарактеризовать как религиозный ритуал, угрожает физическому и нравственному здоровью общества. А ведь это лишь оправдание своего нафса и примитивных желаний, далеких от вопросов духовного совершенствования!
В подобных фетвах, разрешающих временные браки боевикам-джихадистам, обнажается подлинная бездуховность саудийских богословских школ, их подчиненность своим собственным режимам, готовность оправдать любые решения светских властей.
Последним надо любой ценой заманить боевиков, чтобы те убивали мирных людей, и им делаются любые приманки, без учета нравственных законов. Временные браки относятся к их числу. У этих «ученых мужей» нет религиозного стержня, который позволил бы стоять на определенных принципах. Они готовы в угоду ситуации исказить религию так, как этого требует текущий момент.
Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Рай находится под ногами ваших матерей». Но этот «временный брак» унижает человеческое достоинство «временных жен», будущих матерей. Конечно же, такой подход к отношениям между мужчиной и женщиной не имеет ничего общего с реальными ценностями Ислама.
Абдулла Галеев