Наука тасаввуфа по значимости высшая из всех наук, величайший предмет гордости и ярчайший свет познания. Как же тому не быть, если она представляет собой суть шариата и цель тариката. Благодаря ей ярко сияют светочи истины (хакиката).
Одно из самых ценных произведений, написанных о науке тасаввуфа, – «Хикам аль-Атайя», поскольку в содержащихся в нем мудростях (хикмат) речь идет о сокровенных дарах, божественных тайнах и священных идеях.
Данная книга – очень ценное произведение, вобравшее в себя всё лучшее, что содержится в книгах по тасаввуфу, и представившее ещё больше тонкостей. Кто приложит большие усилия к изучению этой книги, тот сможет усвоить те прекрасные нравственные качества, о которых в ней говорится, и избавится от дурных качеств.
Даже величайшие усилия не могут изменить предопределение
Если, несмотря на усердные мольбы (дуа), происходит задержка в получении Дара, пусть это не станет причиной твоего отчаяния. Ибо Он поручился ответить тебе тем, что тебе было предназначено Им, а не тем, что ты выбираешь для себя сам… И ответит тебе, когда пожелает, а не тогда, когда хотелось бы тебе.
Пояснение: Всевышний Аллах принимает молитвы Своих рабов. Это происходит тремя способами:
Человек не должен терять надежду, когда его молитва не была принята, а поручить дела воле Аллаха. Поскольку человек не может знать, к добру или злу для него то, о чем он просил. Аллаху лучше известно, что для него будет лучше.
Время ответа также оставлено воле Аллаха. Что и когда Он предпочтет совершить, так и будет. Из-за этого не стоит огорчаться, а даже быть довольным за, что исполнилась воля Аллаха.
Даже если обещанное (Аллахом) и не сбылось, хотя время его исполнения было определено заранее, пусть это не заставит тебя сомневаться в обещанном. Иначе твоя проницательность (басират) будет затемнена, и свет (нур) твоей сокровенной сути (сырр) погаснет.
Пояснение: Джанаби Хак соизволил сказать: «Обращайтесь ко Мне (с мольбами), и Я отвечу вам» (сура Гафир, 40/60). Иногда суфий путем кашифа и ильхама может узнать о времени исполнения молитвы, но не увидеть, что она принята. В таком случае суфий (ариф) должен оставаться в рамках приличия (адаб) и не впадать в сомнения. Ему надо вспомнить о том, как откладывалось исполнение просьбы пророков Мусы и Харуна (а.с.) наслать проклятия на Фирʼауна.
Пророк Муса (а.с.) произнес молитву: «Йа Рабби! Уничтожь их богатство и сожми их сердца, чтобы они не могли уверовать, пока не увидят болезненное наказание». А пророк Харун (а.с.) сказал: «Амин».
Аллах Всевышний ответил: «Ваша мольба принята. Идите прямым путем» (сура Юнус, 89).
Согласно риваяту, молитва пророка Мусы (а.с.) исполнилась спустя сорок лет. В тасаввуфе положение такое же. В том случае, если относительно чего-то шейх произнес: «Иншааллах, сбудется», но ничего не происходит, то не следует впадать в сомнения.
10 фраз, способных привести мусульманина в Рай
Если Аллах открыл для тебя дверь познания Себя, не думай о том, как мало ты для этого сделал. Он открыл ее не иначе, как из желания открыть вам Себя. Разве не знаешь: это Он дарует тебе познание Себя, а ты тот, кто Ему свои дела посвящает? Между теми делами, что ты преподносишь Ему, и тем, что Он дарует тебе, такая большая разница!
Пояснение: Иногда Аллах Всевышний, проявляя качество аль-Джалиль (Величественный), может испытывать Своих рабов болезнью, нуждой и т.д. Проявляя Свое качество аль-Каххар (Господствующий), Он может подвергнуть их испытанию разными бедами. Раб должен воспринимать это как милость (лютуф) и верить, что всё это от Аллаха и представляет ему возможность познать Его.
Эти приходящие от Него испытания, свидетельствующие о Его всемогуществе, более эффективны для Его распознавания, чем твои ибадаты.
Фото: Ислам-тудей
Из книги «Хикам аль-Атайя»