Аят, ниспосланный в отношении неверующих родителей
وَإِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ لاَّ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنُ الرَّحِيمُ (163)
«Ваш Бог – Бог Единственный. Нет никого, достойного поклонения, кроме Него, Милостивого, Милующего» (Бакара, 163).
Ибн Аббас рассказывал: «Неверующие из числа курайшитов пришли к посланнику Аллаха ﷺ и сказали: «О, Мухаммад! Опиши и охарактеризуй нам своего Господа». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/167; Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/128].
Что в Коране говорится о кровном родстве?
Во времена джахилии человек мог причислить себя к роду другого человека и следовать за ним. Тогда тот, за кем следовали умирал, то его наследники делили между собой его имущество, а тому, кто присоединился к роду того человека, не доставалось ничего. И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят ...
يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُواْ مِمَّا فِي الأَرْضِ حَلاَلاً طَيِّباً وَلاَ تَتَّبِعُواْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ إِنَّهُ لَكُمْ عَدُوٌّ مُّبِينٌ (168)
«О, люди! Ешьте то, что (дано вам) на земле из халяльного и чистого, и не следуйте по пути шайтана. Поистине, он для вас – явный враг» (Бакара, 168).
Этот аят был ниспослан в связи с тем, что племена Сакиф, Хузаа и Мудлидж запретили сами себе некоторые виды животных. Однако и слова этого аята, и его хукм (предписание) носят общий характер [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/139-140].
В риваяте, переданном от Кельби, вместо племени Мудлидж упоминается род Амир ибн Са`саа, а животные, которых они себе запретили, были «Бахира, Саиба, Василя и Хами» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 36].
В риваяте, переданном от Ибн Аббаса, сообщается, что племена Сакиф, Амир ибн Са`саа, Мудлидж и Хузаа сделали запретными для себя бахиру, саибу и василю (языческие обычаи – прим.ред.) [Фахруддин ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 5/2].
Почему Аллах изменил направление киблы?
«Когда у христиан рождается ребенок, то на седьмой день после рождения они крестят его, погружая в воду, именуемую «святой». Они говорят: «Это очищение, заменяющее собой обрезание», также они говорят: «Ребенок становится истинным мусульманином только после крещения с погружением в эту воду».
كُتِبَ عَلَيْكُمْ إِذَا حَضَرَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ إِن تَرَكَ خَيْرًا الْوَصِيَّةُ لِلْوَالِدَيْنِ وَالأقْرَبِينَ بِالْمَعْرُوفِ حَقًّا عَلَى الْمُتَّقِينَ (180)
«Вам предписано – когда приблизится к кому-то из вас смерть, и у того (человека) есть (имущественное) добро – (составить) завещание родителям и близким родственникам по справедливости. Это обязанность богобоязненных» (Бакара, 180).
В Благородном Коране о завещании говорится в трех аятах. Это 180-й аят суры аль-Бакара, 12-й аят суры ан-Ниса и 106-й аят суры аль-Маида. Данный аят был ниспослан раньше всех других аятов, касающихся наследства. И среди всех тех аятов посвященных наследству, он является наиболее всеобъемлющим [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 2/173].
Битва при Бадре: что об этом сказано в Коране
«Не называйте тех, кто погиб на пути Аллаха, мертвыми. Они живы, но (поскольку их жизнь не телесная) вы не ощущаете (этого)» (Бакара, 154).
Хотя некоторые алимы и говорили о том, что завещание родителям и родственникам было отменено, однако в соответствии с одним из мнений данный аят был ниспослан в отношении неверующих родителей и родственников. Особенно в первое время распространения ислама, бывало так, что человек принимал ислам, однако его родители или близкие родственники, являвшиеся его наследниками, оставались неверующими.
Поскольку отличия в исповедуемой религии было препятствием для наследования, ниспосланный аят, оберегая права родственников, сообщает, что родственники, исповедующие иную религию, могут быть наследниками [Абуль-Баракят Абдуллах ибн Ахмад ан-Насафи, Мадарикут-Танзиль ва Хакаикут-Тавиль, 1/150].
Читайте также:
-
Каково шариатское предписание (хукм) чтения после суры «аль-Фатиха» дополнительных сур?
Добавлять в каждые два ракаата фард намазов, состоящих из двух ракаатов (утренний и пятничный намазы, Ибн Нуджейм добавил и праздничные намазы), в два ракаата фард намазов, состоящих из более, чем двух ракаатов, во все витр намазы и нафиля намазы к суре «аль-Фатиха» самую короткую суру или длинный аят, равный этой суре, является ваджибом.
-
10 любимых продуктов пророка Мухаммада (мир ему)
Эти продукты употреблял Пророк (мир ему) и считал очень полезными
-
Правда ли, что Аллах любит чихание?
Ислам – это образ жизни, свод предписаний, который дает ответы на все вопросы. Он регулирует каждую сферу жизни мусульманина так, чтобы у него не оставалось вопросов. Имея в распоряжении предписания относительного всякой вещи, даже самой обыденной и вроде бы незначительной, такой как чихание, например, мусульманин может выполнять ее наилучшим образом и получать за это награду. Это ли не благо и милость Аллаха?
-
Исламская линия доверия: "Постоянно думаю о смерти, не знаю что делать..."
Мне 32 года, я верующий мусульманин. Совершаю намазы, держу уразу, делаю все, чем бы доволен был Создатель. Но эта жизнь не представляет для меня интереса, постоянно думаю о смерти, не знаю, что делать...
-
Если вы случайно поели или попили во время поста...
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Если (кто-нибудь) по забывчивости поест или попьёт (во время поста), пусть...
-
Почему Аллах не запрещает шайтану совершать зло?
Почему Всевышний не запрещает шайтану совершать плохое? Этот вопрос весьма многогранный. Но все ответы можно объединить одним...
-
Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): Почему не стоит вмешиваться в чужие дела
В продолжении разговора о качествах истинно верующего, полезного для общества человека, хотелось бы поговорить еще об одном важном умении или качестве – об умении быть деликатным и тактичным человеком...
-
Джаннат аль Фирдаус: почему верующие просят у Аллаха именно это?
«Рай состоит из ста степеней, каждая из которых равна расстоянию между небом и землей. Самая высокая степень – это степень Фирдаус».