«И вы призываете людей к добродетели (и благочестию), забыв о себе? Ведь вы же читаете Книгу! Неужели вы не образумитесь?» (Бакара, 44).
В соответствии с риваятом, приведенным Вахиди и Саляби по каналу Кельби от Ибн Аббаса, он говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении иудеев Медины. Один из них сказал своему молочному брату, ставшему мусульманином: «Будь стоек и непоколебим в своей религии и в том, что приказывает тебе этот человек (подразумевая посланника Аллаха (с.а.с.)». То есть этот человек призывает другого к добродетели, но сам не делает этого [Суюти, Любабун-Нукуль фи Асбабин-Нузуль, 1/13; Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, 22].
В соответствии с другим риваятом, также переданным от Ибн Аббаса, иудейские священники призывали иудеев следовать Торе, но при этом сами поступали вопреки Торе, отрицая, что в Торе упоминаются качества пророка Мухаммада (с.а.с.).
Ибн Джурайдж говорил: «Иудейские священники призывали иудеев к покорности Аллаху, однако сами совершали грехи без малейшего зазрения совести».
Некоторые говорили: «Иудейские священники призывали людей раздавать садака, однако сами проявляли скупость» [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 1/248].
В конце концов, все эти варианты очень близки и являются не противоречащими друг к другу причинами. И хотя, по сути, данный аят был ниспослан по поводу иудейских священников, однако хукм данного аята охватывает всех, кто ведет себя подобным образом и чьи слова расходятся с поступками.
«Бойтесь (наказания того) дня, когда ни одна душа ничем не поможет другой душе, не будет принято от нее заступничество (за неверующего) и не будет взят ни за кого выкуп. И (заслужившим наказание) не будет оказано помощи» (Бакара, 48).
В соответствии с комментариями муфассиров, причиной ниспослания данного аята является следующее:
Иудеи говорили: «Мы – сыны Аллаха и Его друзья, мы – дети пророков, и наши отцы заступятся за нас». В свою очередь, Аллах Всевышний сообщил им о том, что не примет от них выкупа и заступничества за них [Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джамиу ли Ахкамиль-Куръан, 1/259].
В одном из риваятов сообщается, что иудеи говорили: «Мы сыновья Ибрахима – друга Аллаха. Он отец Исхака, которого он хотел принести в жертву Аллаху ради Его довольства. Он заступится за нас и избавит нас от наказания» [Х. Тахсин Эмироглу, Асбабун-Нузуль, 1/43].