«О, верующие! Строго придерживайтесь (истины и) справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, даже если это будет (свидетельство) против вас же самих, или против родителей, или против родственников. Будь он (тот, о ком вы свидетельствуете) богатым или бедным – Аллах позаботится о них обоих. Поэтому не следуйте своим прихотям, отступая от справедливости. Если же вы исказите (правду) или откажетесь (свидетельствовать), то (помните) что, поистине, Аллах – Сведущий обо всем, что вы делаете (и Он воздаст вам за это)» (Ан-Ниса, 135).
В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении посланника Аллаха ﷺ. А именно: однажды один богач и один бедняк стали спорить в присутствии посланника Аллаха. Сердце посланника Аллаха ﷺ склонялось к тому, что бедняк прав, так как он думал: «Бедный не сможет причинить зло богатому».
Однако Аллах Всевышний, настаивая на непредвзятости, ниспослал аят: «О, верующие! Строго придерживайтесь (истины и) справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, даже если это будет (свидетельство) против вас же самих, или против родителей, или против родственников» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 127-128].
Абу Сулейман ад-Димашки считал, что данный аят является одним из аятов, которые были ниспосланы в связи с вышеупомянутой историей Ту`ма ибн Убайрика [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/222].
Ибнуль-Мунзир по каналу Ибн Джурайджа приводит риваят, переданный вольноотпущенным Ибн Аббаса, в котором сообщается, что когда посланник Аллаха приехал в Медину, то первой сурой, которая была ниспослана ему в Медине, стала сура аль-Бакара, а вслед за ней была ниспослана сура ан-Ниса.
В то время в Медине если человек был вынужден свидетельствовать против своего сына, дяди или другого родственника, то он старался говорить двусмысленно, чтобы его свидетельство можно было понять по-разному, стремясь таким образом, чтобы решение было вынесено в пользу его родственников. И тогда был ниспослан этот аят [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/714-715].
«Обрадуй (о, Мухаммад) лицемеров вестью о мучительном наказании» (Ан-Ниса, 138).
Мукатиль говорил: когда был ниспослан аят (или аяты) из суры аль-Фатх, в которых говорится о прощении для посланника Аллаха и верующих, то Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль и его товарищи спросили: «А нет ли чего-нибудь для нас?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/225-226].
Фото: shutterstock.com.