Величайший аят Корана о справедливости и непредвзятости

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُونُواْ قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاء لِلّهِ وَلَوْ عَلَى أَنفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالأَقْرَبِينَ إِن يَكُنْ غَنِيًّا أَوْ فَقَيرًا فَاللّهُ أَوْلَى بِهِمَا فَلاَ تَتَّبِعُواْ الْهَوَى أَن تَعْدِلُواْ وَإِن تَلْوُواْ أَوْ تُعْرِضُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا (135)

«О, верующие! Строго придерживайтесь (истины и) справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, даже если это будет (свидетельство) против вас же самих, или против родителей, или против родственников. Будь он (тот, о ком вы свидетельствуете) богатым или бедным – Аллах позаботится о них обоих. Поэтому не следуйте своим прихотям, отступая от справедливости. Если же вы исказите (правду) или откажетесь (свидетельствовать), то (помните) что, поистине, Аллах – Сведущий обо всем, что вы делаете (и Он воздаст вам за это)» (Ан-Ниса, 135).

В риваяте, переданном от Судди, сообщается, что данный аят был ниспослан в отношении посланника Аллаха ﷺ. А именно: однажды один богач и один бедняк стали спорить в присутствии посланника Аллаха. Сердце посланника Аллаха ﷺ склонялось к тому, что бедняк прав, так как он думал: «Бедный не сможет причинить зло богатому».

На что согласилась одна из жен Пророка ﷺ, чтобы он не разводился с ней?
Данный аят был ниспослан в отношении одной женщины, находившейся в браке с одним мужчиной. Муж не уделял ей особого внимания, очень редко приходил к ней, и хотел с ней развестись.
17.02.2022
3849

Однако Аллах Всевышний, настаивая на непредвзятости, ниспослал аят: «О, верующие! Строго придерживайтесь (истины и) справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, даже если это будет (свидетельство) против вас же самих, или против родителей, или против родственников» [Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 127-128].

Абу Сулейман ад-Димашки считал, что данный аят является одним из аятов, которые были ниспосланы в связи с вышеупомянутой историей Ту`ма ибн Убайрика [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/222].

Ибнуль-Мунзир по каналу Ибн Джурайджа приводит риваят, переданный вольноотпущенным Ибн Аббаса, в котором сообщается, что когда посланник Аллаха приехал в Медину, то первой сурой, которая была ниспослана ему в Медине, стала сура аль-Бакара, а вслед за ней была ниспослана сура ан-Ниса.

В то время в Медине если человек был вынужден свидетельствовать против своего сына, дяди или другого родственника, то он старался говорить двусмысленно, чтобы его свидетельство можно было понять по-разному, стремясь таким образом, чтобы решение было вынесено в пользу его родственников. И тогда был ниспослан этот аят [Абдуррахман ибнуль-Кемаль Джаляледдин ас-Суюти, Тафсируд-Дурруль-Мансур фит-Тафсириль-Ма`сур, 2/714-715].

بَشِّرِ الْمُنَافِقِينَ بِأَنَّ لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا (138)

«Обрадуй (о, Мухаммад) лицемеров вестью о мучительном наказании» (Ан-Ниса, 138).

Мукатиль говорил: когда был ниспослан аят (или аяты) из суры аль-Фатх, в которых говорится о прощении для посланника Аллаха и верующих, то Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль и его товарищи спросили: «А нет ли чего-нибудь для нас?». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят [Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 2/225-226].

Фото: shutterstock.com.

Социальные комментарии Cackle