Каждый год, когда наступает месяц рабиуль-авваль, мусульманская община нашей (и не только) страны взрывается спорами – дозволено ли проведение мавлидов, особых мероприятий, которыми многие мусульмане традиционно выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).
Противники этих мероприятий приводят в доказательство своего мнения тот факт, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и первые мусульмане мавлиды не проводили, следовательно, это является новшеством в религии (бид’a).
Сторонники мавлидов возражают, что это мероприятие призвано оживить среди мусульман любовь к Пророку (мир ему и благословение), то есть, имеет под собой благую цель, а значит, это полезное действие.
Чтобы разобраться в этом вопросе, следует сначала выяснить – что можно называть новшеством в религии, и бывают ли хорошие, благие новшества?
Что такое нововведение в религии и всегда ли оно запретно?
С точки зрения арабского языка, слово бид’а означает некое вновь возникшее явление, подобного которому не было ранее. В религиозной терминологии бид’а – это какая-то практика, которая появилась после окончания жизни Пророка (мир ему и благословение), и нет конкретного аята или хадиса с ее упоминанием.
Чересчур категоричные мусульмане, указывая на запретность любого новшества в религии, опираются на хадис, где говорится, что «каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в огне» (Муслим).
Однако, существует хадис с другим смыслом, где говорится следующее:
«Кто введет в религию какое-то благое деяние (суннат хасанатан), и примеру его последуют другие люди, тот получит вознаграждение, которого достоин сам, а также вознаграждение всех тех, кто будет следовать этому благому пути. Кто введет в религию дурное деяние (суннат шаррин), которому последуют другие, тот понесет наказание за себя и за всех тех людей, кто последует этому плохому делу» (Муслим, Насаи, Ахмад, Тирмизи).
На основании этого хадиса исламские ученые сделали вывод, что новшества в религии бывают дозволенные (благие) и запретные (дурные). Также некоторые ученые (как шафиитский факих имам Навави или ханафитский ученый Ибн Абидин) считали, что новшества – как и любые действия в шариате – делятся на пять видов: обязательные (фард), желательные (мустахаб), дозволенные (мубах), порицаемые (макрух) и запретные (харам).
Ибн Абидин аль-Ханафи, в частности, сказал: «Нововведение бывает обязательным – как обучении религии с целью опровержения заблудших, и изучение грамматики, чтобы понимать Коран и Сунну. Бывает желательным – как строительство медресе, и к нему же относится каждое благое деяние, которого не было во времена Пророка (мир ему и благословение). Бывает нежелательным – как излишнее украшение мечетей. Бывает дозволенным – как разнообразие еды и питья, или одежды» («Хашия», том 1, стр. 376).
Другой ханафитский ученый, Бадруддин Айни писал в своем толковании на Сахих Бухари: «Бид’а – это совершение действий, которых не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Далее оно делится на два вида: если содержит благое в шариате, то его называют одобренным нововведением, если же содержит плохое, называют порицаемым нововведением».
Так что хадис, где говорится о том, что все новшества будут в огне, исходя из вышесказанного, ученые объясняют так: он подразумевает именно такие - дурные новшества, которые противоречат общепринятой религиозной практике и священным текстам.
К примеру, если кто-то добавит шестую обязательную молитву к пяти намазам, либо добавит лишний ракаат к какой-то молитве – обеденной или вечерней; будет считать пост в какой-то день, помимо месяца Рамадан, обязательным; назовет чтение некоего зикра – поминания Аллаха - после совершения молитвы сунной или обязательным действием, все это будет являться дурным новшеством.
Как мы знаем из исламской истории, многие вещи из религиозной практики, к которым мы привыкли, появились не при жизни Пророка (мир ему и благословение), а позже, к примеру, при первых халифах.
Самый известный пример – это собирание текста Корана в единую книгу, которое было сделано при халифе Абу Бакре (да будет доволен им Аллах). После одного из сражений, когда погибло множество сподвижников-хафизов (знающих Коран наизусть), Умар (да будет доволен им Аллах) предложил Абу Бакру собрать знатоков Корана и записать все аяты Корана в одну книгу. Абу Бакр вначале сомневался это делать, поскольку от Пророка (мир ему и благословение) не было передано подобного завещания. Но потом согласился с тем, что в этом будет много пользы.
Известно, что сам Пророк (мир ему и благословение) очень редко совершал намаз таравих (желательный намаз, совершаемый в месяце Рамадан) с джамаатом, обычно он совершал его дома, один, чтобы люди не восприняли его как обязательный.
Однако, халиф Умар, отметив, что люди стали небрежны к совершению этого намаза, ввел коллективное его совершение каждую ночь в месяце Рамадан. При этом сам халиф так отозвался о введенном им обычае: «Какое прекрасное новшество (бид’а)!»
Такие вещи как собирание хадисов в сборники, систематизация и специализация религиозных наук (что подразумевает отдельные науки по разным отраслям знания - по сире, фикху, вероучению, хадису, тафсиру и прочее), устройство религиозных школ – это также примеры благих новшеств.
Мавлид – проведение которого началось спустя несколько сот лет после смерти Пророка (мир ему и благословение) – большинство исламских ученых также относят к хорошим, благим новшествам (бид’а хасана), поскольку он помогает возродить любовь к Пророку (мир ему и благословение) в мусульманской общине, способствует увеличению среди людей знаний об исламе и жизни Пророка.
Почему сподвижники не проводили мавлид?
Противники мавлида выдвигают самый, с их точки зрения, сильный аргумент против мавлида. Почему его не устраивали во времена Пророка (мир ему и благословение) или первых поколений мусульман (которых называют саляфами – праведными предками)? Ведь если это очень благочестивое деяние, неужели эти люди не должны были больше всех усердствовать в его совершении.
Однако, такие люди не принимают во внимание сам факт – что такое мавлид и с какой целью он проводится. Традиционно мавлид представляет собой мероприятие, где читаются аяты Корана с упоминанием достоинств Пророка (мир ему и благословение), рассказываются истории о его жизни – особенно о чудесах, сопровождавших его рождение, поются нашиды в его честь и во множестве произносятся салаваты – благословения в его адрес. Также в некоторых случаях гостям предлагается угощение или небольшие подарки.
Из этого мы видим, что сподвижникам не было нужды в проведении подобного мероприятия – даже спустя много лет после смерти Пророка (мир ему и благословение) они свято хранили каждую подробность его жизни, сам его образ постоянно стоял у них перед глазами. Мусульманам первых трех праведных поколений также не было надобности в мавлидах – они прекрасно знали Сунну Посланника (мир ему и благословение), знали историю его жизни.
Но еще через несколько сот лет люди стали охладевать к религии, любовь к Пророку (мир ему и благословение) стала уходить из сердец людей, он стал для них просто исторической личностью, который жил когда-то давно, и о котором они мало что помнили.
Поэтому спустя примерно пятьсот-шестьсот лет после хиджры ученые и правители своего времени решили, что в месяц прихода в мир Посланника Мухаммада (мир ему и благословение) будет полезно напомнить людям о его жизни и его достоинствах.
Известно, что впервые мавлид начали праздновать в 12 веке (6-м веке хиджры) по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина, правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных, хорошо знающих хадисы.
Ученые того времени – такие как имам Ибн Хаджар Аскаляни или имам Суюти – одобрили проведение мавлидов, посчитав их бид’а хасана — хорошим, благим новшеством. Более поздние ученые – такие как известный индийский ученый Абдуль-Хай Лякнави (рахимахуллах), живший в 19 веке (13-м веке хиджры) также вынесли фетву о его дозволенности.
В каком случае мавлид будет дозволенным, а в каком – запретным?
Итак, как мы сказали, мавлид (в основе своей) состоит из дозволенных и даже весьма желательных действий: чтения Корана, произнесения салаватов и зикра, рассказов о жизни Пророка (мир ему и благословение) и чтения стихов с его восхвалением; иногда еще включает в себя угощение гостей – если, к примеру, человек устраивает его у себя дома.
Но в некоторых случаях мавлид также может стать греховным и соответственно, запретным. В частности, если на мавлиде будут совершаться какие-то порицаемые и греховные действия – гостей на нем, допустим, будут угощать спиртным, такой мавлид не принесет его учредителям ничего, кроме греха. То же самое относится к ситуации, когда на мавлиде представители противоположного пола будут слишком близко смешиваться и общаться.
Также мавлид превратится в действительно дурное новшество, если кто-то будет ограничивать его проведение одним днем – к примеру, 12-м числом месяца рабиуль-авваль или только одним месяцем (и запрещать проводить его в другое время).
Если какой-то человек заявит, что мавлид – это обязательное для всех мусульман мероприятие (либо является сунной) и будет на основании этого порицать и называть грешниками всех тех, кто по каким-то причинам не хочет на нем присутствовать, в таком случае это тоже будет запретное нововведение.
В остальных случаях – когда мусульмане проводят мавлид в соответствии с шариатом, не привнося туда каких-то запретных практик и не совершая греха на этом мероприятии, имея намерение выразить любовь и преданность нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), его семье и сподвижникам, желая способствовать распространению религиозных знаний, тогда, по милости Аллаха, все устроители и участники этого действия заслужат вознаграждение от Всевышнего.
И да поможет нам всем Аллах.
Анна (Муслима) Кобулова