«Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон. Разве не думают они, что будут воскрешены в Великий день – в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров?» (Сура «Мутаффифин», аяты 1-6)
Правдивость – это такая добродетель, которая охватывает все сферы человеческой жизни от личных до общественных отношений, от коммерческих и деловых связей до управления государством, и наличие которого обязательно для любого человека. Не будем забывать, что если руководитель не доверяет своим подчиненным, а подчиненные своему начальнику, если работник не верит работодателю, а тот своим работникам, если покупатель не уверен в честности продавца, если в семье нет взаимного доверия между супругами, то в таком обществе не может быть и речи о счастье и спокойствии. Постоянные и взаимовыгодные экономические и коммерческие отношения также зависят от того, правдиво поступают или нет люди по отношению друг к другу.
Когда человек обвешивает других, не называет настоящую цену, некачественный товар продает как качественный, врет когда говорит и неправильно поступает по отношению к своим партнерам, то такие поступки никак не могут сочетаться с его мусульманством. С горестью приходится констатировать, что в наши дни становится все меньше честных и правдивых людей, которым можно доверять.
Из-за этого подвергается все большей опасности сохранность товаров и капитала, ценные бумаги оказываются необеспеченными, рынок заполняется контрафактной продукцией, люди часто становятся жертвами мошенничества, наблюдается общее падение нравов.
Вот как раз об этом говорится в приведенных нами первых шести аятах суры «Мутаффифин» (Обвешивающие). С одной стороны, здесь осуждаются те, кто обманывает людей при продаже товара, кто обмеривает и обвешивает покупателей. А с другой стороны, в них содержится грозное предупреждение тем, кто осмеливается совершать подобные мерзкие поступки и нарушать права других людей: в ахирате они подвергнутся суровому наказанию.
И в других аятах Корана речь идет о необходимости быть правдивыми в торговле, ни в коем случае не взвешивать неправильно:
«Он возвысил небо и установил весы, чтобы вы не преступали границы дозволенного на весах. Взвешивайте беспристрастно и не занижайте вес» (Сура «Рахман», 55:7-9).
«Наполняйте меру полностью и не будьте одними из тех, кто наносит урон. Взвешивайте на точных весах. Не убавляйте людям того, что им причитается, и не творите на земле зла, распространяя нечестие» (Сура «Шуара», 26:181-183; а также см. «Ангам», 6:152; «Исра», 17:35).
Наш любимый Пророк также говорил о том, что одним из грехов, ставших причиной гибели народов прошлого, было обвешивание и обмеривание в торговле (Тирмизи, «О колдовстве», 9) и призывал занимающихся торговлей людей быть честными и внимательными.
Так однажды он ходил по рынку и подошел к торговцу зерном. Погрузив руку в мешок с пшеницей, он заметил, что снизу зерно влажное. Затем он спросил у продавца: «Что это?» Когда продавец ответил, что недавно прошел дождь и поэтому зерно намокло, Пророк жестко сказал: «Почему же ты не выставил ту влажную сторону сверху, чтобы народ заметил это?» А затем добавил: «Кто нас обманывает, тот не из нас». (Муслим, «Книга имана», 164).
А еще из других хадисов известны такие его высказывания: «Для мусульманина не будет халяльным продавать имеющий недостатки товар, не говоря об этих недостатках» (Муслим, «Книга имана», 43, 164; Ибн Маджа, «Книга торговли», 45). «Если покупатель и продавец будут говорить правду, объявят обо всем начистоту, то их торговля будет халяльной и принесет изобилие» (Бухари, «Книга торговых сделок», 19). «Правдивый и надежный торговец (в ахирате) будет вместе с пророками, праведниками и шахидами» (Ибн Маджа, «Книга торговли», 1).
В таком случае, торговец-мусульманин должен быть правдив и честен в словах и делах. Взвешивая или отмеривая что-то для продажи, он должен быть очень внимательным, не хитрить, остерегаться ввести кого-то в заблуждение. Он не должен, воспользовавшись беспечностью или не информированностью клиента, продавать ему некачественный или испорченный товар, не смешивать низкосортный товар с высокосортным.
Он обязан продавать плохой товар отдельно, по более низкой цене. Надо обязательно информировать покупателя о качестве продаваемого товара, о его особенностях и недостатках. Он должен знать, что в противном случае его дела и поступки будут неправильными. Надо всегда держать в памяти такой хадис нашего любимого Пророка:
«Если сердце человека неправдиво, то его иман тоже будет неправильным. Покуда его язык не будет правдивым, то и сердце не станет правдивым. Человек не сможет войти в Рай, если сосед не будет уверен, что он не причинит ему зла» (Ахмад ибн Ханбаль, «Муснад», III/198).
Islam-Today
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!