«Этим [Раем и его благами] Аллах радует Своих верующих рабов, совершавших хорошие поступки. Скажи [неверующим, о Мухаммад]: «Я не прошу у вас за это [доведение послания] никакой награды, кроме доброго отношения ради нашего родства [все курайшиты были родственниками друг другу]». Кто совершит благое, тому Мы увеличим его [многократно]. Поистине, Аллах – Прощающий [грехи], Благодарный» (Аш-Шура, 23).
Любить близких нам людей, питать взаимную любовь и уважение – это непременное условие для того, чтобы нам быть верующими, мусульманами. В приведенном кораническом аяте Всевышний Аллах потребовал от досточтимого Пророка (с.а.с.) не просить за исполнение им миссии по передаче откровения ничего, кроме любви к ближнему. В предыдущем аяте (Аш-Шура, 22).
Аллах сообщает, что те, которые уверовали и совершали праведные деяния, пребудут в Райских садах. А в этом аяте Аллах продолжает, что этой вестью радует Своих рабов, которые уверовали и совершали праведные деяния. Также Он напомнил Пророку (с.а.с.), чтобы за исполнение пророческой миссии он не просил от людей ничего, кроме любви ради родства. Это такое пожелание, польза и воздаяние от которого, прежде всего возвращаются к самому человеку.
В соответствии с этим, в основе веры, поклонения и социальной жизни мусульман лежат чувства любви и уважения. Там, где нет любви и уважения, не может идти речи ни об искренности в вере, ни о пользе и результативности поклонения.
Человек должен веровать с любовью к Аллаху. Ведь ближе всех к нам сотворивший нас Аллах, Который ближе к нам, чем шейная артерия. Недаром в одном аяте сказано: «Мы создали человека и знаем все, что нашептывает ему душа [нафс]. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (Каф, 16).
А если так, то любовь к ближнему подразумевает любовь к Аллаху. Раб, любящий Аллаха, должен любить и Пророка (с.а.с.), избранного и направленного Им в качестве посланника (Ãли Имран, 31).
Аллах и Его Посланник (с.а.с.) должны стать для мусульманина дороже самого себя и всего на свете. Поэтому в этом аяте сказано, что платой за исполнение пророческой миссии должна стать любовь, являющаяся непременным условием веры в эту миссию. Человек не может от всей души уверовать и целиком предаться тому, чего не любит.
Любить Пророка (с.а.с.) – это значит одновременно любить и его семью, его близких. А в общем плане, в понятие близких к Пророку (с.а.с.) людей входят все те, кто принимает его пророчество и идет по его пути. Следовательно, все мусульмане являются братьями и близкими родственниками. Как необходимое условие своей веры, они питают друг к другу чувства любви и уважения. Об этом же говорится в хадисе: «Мусульмане – как строительные камни одного здания: они являются опорой друг для друга».
Значит, в общем значении понятие «любовь к ближним» охватывает Аллаха, Пророка (с.а.с.) и мусульман. Эта любовь и есть та «плата», которой хочет от нас Пророк (с.а.с.) за его труды по установлению и распространению ислама. «Любовь к ближним» в узком смысле слова означает любовь по отношению к ахль-байт, то есть к домочадцам Пророка (с.а.с.). Сюда входят любимая дочь Пророка (с.а.с.) досточтимая Фатима (р.а.), его зять и сын его дяди Али (р.а.) и их дети, любимые внуки Пророка (с.а.с.) – Хасан и Хусейн (р.а.).
Одновременно с этим узким и широким пониманием, каждый покорный Аллаху мусульманин также считается «мукаррабом», то есть близким, приближенным, как об этом сказано в 10-м и 11-м аятах 56 суры «Вакига». Поэтому платой за исполнение Пророком (с.а.с.) его миссии должна стать любовь к Аллаху, Его Пророку, близким Пророка (с.а.с.) и к приближенным Аллаха. В то же время это указывает на значение любви в нашей религии, на ее достойное место в системе ценностей ислама.
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!