Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 143. Разъяснение того, что некоторые из людей склоняются к проповедникам и его проповедям, однако, удивительно, что они не оставляют следа в их сердцах
О повидавший проповедников благоуханных,
[Всей] душой увлекшийся их проповедями!
Слушал ты сердцем и душою,
Сказал: «Нет в мире [больше] такого проповедника!».
Некоторое время провел ты с ним в гордости,
Был близок к нему и от себя далек.
По прихоти сердца ты стал им доволен,
Освободился от будущего и от прошлого.
Сказал : «Этот истинным является, и истинны его слова,
Душою чистой в теле весьма неограниченной является.
Чистая самость его, подобно кувшину, полна ячменя,
[Всем] сердцем и душой он всегда занят диспутами.
Слова других людей на языке,
Выразителем которых стал проповедник,
Подобно Мусе, в речах он изящен,
Другое знание получи от Христа (Масих),
Дабы оживить мертвое сердце,
Дабы сделать царя подобным слуге,
Дабы понять тайную суть сокровенного [знания],
А также начать вести речи по-другому,
Дабы рассказать и об этом, и о том,
Прояснить нам все сокрытое.
Дабы увидел ты проповедника души внутри [себя].
Теперь поднялся он на минбар,
Раскрыл уста для тафсиров и хадисов,
Попросил успеха и помощи у Спасителя.
Стал он красноречивым без языка,
Внутри мечети сердца, таким образом.
Я есть для тебя аргумент о том проповеднике,
Так что прочитаю тебе проповедь без всяких разглагольствований.
Проповедь состоянием – это одно, а словесная [проповедь] – это другое.
Обе они заслуживают доверия, о несведущий!
Бери слова, усердствуй в состоянии,
Самоустранись и усердствуй в этих состояниях.
Проповедуй самому себе, а затем другим,
Стань близким другом ‘Исе, оставь осла.
Если ты почувствуешь запах проповеди нашего проповедника,
В один присест воспаришь ты с земли на небеса.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017