Кто такие мутазилиты?

Мугтазилиты (المعتزلة‎‎ – обособившиеся, отделившиеся) – последователи религиозно-философского течения, берущего свое начало от учеников величайшего ученого Ислама Хасана аль-Басри Васила ибн Ата и Амра ибн Убайда.

Имам Хасан аль-Басри проводил урок в мечети, когда к нему обратился один из слушателей с вопросом относительно мнений, бытовавших среди мусульман того времени. Был задан вопрос, касающийся положения мусульманина, совершившего большой грех. Слушатель привел мнения одной группы сектантов, считающих грешника неверующим и другой, считающей совершение греха мусульманина безвредным для его имана.

Хасан аль-Басри не успел ответить на вопрос, поскольку один из учеников имама высказал свое предположение, заявив, что такой мусульманин не является однозначно неверующим (кафир), но и не может обладать совершенной верой (мумин) и находится в срединном положении (аль-манзиля бейна манзилятейн). Высказав свое предположение, Василь ибн Ата удалился в угол мечети объяснять всем заинтересованным свои идеи. Реакцией имама были слова «И’тазала Василь ’анна» ("Отделился от нас Василь"). Это замечание имама Хасана и дало название группировке, хотя сами себя они называли «люди единобожия и справедливости» ("ахль ат-таухид уа адл"). Под словом «единобожие» мугтазилиты понимают отрицание божественных атрибутов Аллаха, которые не могли существовать извечно наряду с Аллахом, являющиеся сотворенными и, следовательно, бренными и преходящими. Под словом «справедливость» они понимают, что Аллах обязан воздать грешникам и праведникам за их дела, поскольку Он обещал и первым и вторым вечное воздаяние.

Идеи мугтазилитов были отвергнуты большинством мусульман и религиозными лидерами, что вылилось в преследования мугтазилитов за их взгляды, однако так было не всегда. Преследовать мугтазилитов начали со времени их появления, но причиной не всегда являлись их религиозные взгляды. Особую актуальность религиозное преследование получило после того, как мугтазилиты поддержали восстание Зейда ибн Али, а также после их участия в дворцовом перевороте, в результате которого к власти пришел халиф Язид III. Спустя почти 10 лет власть в мусульманском государстве переходит в Аббасидам и только во время правления халифа аль-Мамуна (813-831 г. н.э.) мугтазилиты были признаны религиозно-философской школой и наряду с другими мусульманскими мыслителями-рационалистами получили высокие должности и денежные пособия. С приходом к власти в 847 году халифа аль-Мутаваккиля преследования мугтазилитов снова возобновились.

Известно, что во время своего государственного признания и возвышения мугтазилиты призывали выдающихся ученых того времени признать правоту их суждений, а особо сопротивляющихся подвергали пыткам и даже убивали. Одним из таких ученых был имам Ахмад бин Ханбал, который отказался разделить ересь мугтазилитов. Имам Ахмад проявил стойкость и последовательность в спорах с мугтазилитами за что был жестоко выпорот плетью и брошен в тюрьму.

Идеология мугтазилитов заключалась в следующих пяти аспектах:

  1. Срединное состояние мусульманина-грешника (аль-манзиля бейна манзилятейн). Согласно идеологии мугтазилизма, совершивший большой грех мусульманин больше не может считаться верующим (мумин), но и не становится однозначно неверующим (кафир). Поэтому мугтазилиты придумали другое, промежуточное состояние, которое занимает такой мусульманин.
  2. Обещание и угроза (аль-ваъд уа аль-ваъид). Согласно этому аспекту, Аллах обязан исполнить обещанное и воздать праведникам и грешникам обещанным, причем ни милосердие Аллаха, ни заступничество Пророка Мухаммада (мир ему!) не в силах изменить характер воздаяния.
  3. Справедливость (аль-адл). Мугтазилиты верили, что Аллах способен творить только благое и не может нарушить созданный им порядок вещей.
  4. Единобожие (ат-таухид). Мугтазилиты стоят на позициях защиты основ единобожия и поэтому отрицают атрибуты Аллаха, протестуя против их извечности, потому что ничего не может быть извечным наряду с Аллахом.
  5. Повеление блага и запрет осуждаемого (амр биль-маъруф уа нахйи аниль-мункар). Согласно идеологии мугтазилитов, мусульманин обязан стремиться к добру и всеми силами противостоять злу и несправедливости. Хоть это положение характерно и для суннитов, именно мугтазилиты выделили этот аспект в основу вероубеждения (акыйда).

Несомненно, заблуждения мугтазлитов выводят их из числа последователей Сунны (ахль ас-Сунна) не позволяют рассматривать их идеологию как правоверие, но именно их деятельность привела к появлению в Исламе науки Калам. Калам возник и развивался в ходе религиозных дискуссий и диспутов. Именно появлению науки Калам обязаны мусульмане четко сформированным суннитским представлениям о предопределении и свободе воли, о божественных атрибутах и их соотношении с сущностью Аллаха и т.д.

У истоков науки Калам стояли два самых ярких ученых, оставивших современному мусульманскому миру завершенную и четко обозначенную науку вероубеждения (акыйда), доказательства которой появились в ходе философско-рационалистических попыток осмысления тех или иных догматов мусульманской веры. Этими учеными были Абу Хасан альАшгари и Абу Мансур аль-Матуриди. Мнению этих ученых в наше время следует абсолютное большинство мусульман всего мира, и именно их учение укоренилось в традициях многих мусульманских народов России. Например, традиционным для татар является учение Абу Мансура аль-Матуриди. Мусульмане Кавказа следуют учению Абу Хасана аль-Ашгари.

Islam-Today

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в facebook и других соц.сетях!

Социальные комментарии Cackle