В Коране приводится следующий диалог:
«Обитатели Рая обратятся к обитателям огня: «Мы убедились, что все обещанное нам нашим Господом [в качестве вознаграждения] – истина. Убедились ли вы, что все обещанное вам Господом – истина?» Те ответили: «Да [мы убедились, что обещанное нам наказание – истинно]». Тогда [ангел] глашатай объявил среди них [таким образом, чтобы это было слышно всем: и обитателям Рая, и обитателям Ада]: «Да пребудет проклятие Аллаха над злодеями…» (Аль-А‘раф, 44).
В тафсире «Рухуль-баян» говорится, что воззвание обитателей Рая к обитателям Ада будет сделано для того, чтобы получить удовлетворение от своего положения, увеличить сожаление и раскаяние тех, кто попал в Ад.
Расстояние между Раем и Адом не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха, а разговор между их обитателями можно объяснить следующим образом.
Мы говорили о том, что у Ада есть ступени. У Рая так же есть свои ступени. В какой ступени находится человек, который совершает обязательные предписания религии, такой же степени удостаивается человек в Аду, который эти предписания оставил.
Таким образом, возможно, обитатель определенной ступени Ада увидит перед собой (или сверху) обитателя соответствующей ступени Рая. По этому поводу Всевышний Аллах говорит:
«[Обитатели Рая] Посмотрят и увидят его в центре Ада» (Ас-Саффат, 55).
«И обратятся обитатели Ада к обитателям Рая: ««Полейте на нас водой или чем наделил вас Аллах [из питья]. Они скажут: «Поистине, Аллах запретил их [райские еду и напитки] для неверующих…» (Аль-А‘раф, 50).
Передается от Зейда ибн Руфая (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, когда обитатели Ада войдут в него, какое-то время они будут плакать кровью, потом гноем. Тогда стражи Ада скажут им: «О, несчастные! Вы не проливали слезы в земной жизни (а здесь начали). Сможете ли вы найти кого-то, кто окажет вам помощь?» Они, повышая голос, ответят: «О, обитатели Рая! О, отцы, матери и дети! Мы покинули земную обитель с чувством жажды, вышли из могил с чувством жажды, в Судный день остались без воды (в течение пятидесяти тысяч лет) и сегодня так же испытываем жажду. Мы умоляем, пролейте на нас воду или предоставьте нам что-нибудь из того, чем вас наделил Всевышний Аллах!»
В подобном состоянии они будут молить сорок лет, но Всевышний Аллах не ответит на их ду‘а. В конце концов, когда им ответят: «Воистину, там ваше вечное пребывание (в подобном положении)», они потеряют всякую надежду
на благо» (Ибн Абу ад-Дунья, «Маусу‘ат аль-Имам ибн Абу ад-Дунья», Сыфат ан-нар, № 211, 6/445; Ибн Касир, «ат-Тафсир», 7/256; ас-Суюты, «ад-Дурр аль-мансур», 7/475)
Читайте также: 999 людей из 1000 войдут в Ад
Передается от Йа‘ля ибн Мунья (р.а.), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Всевышний Аллах создаст темное, черное (ужасающее) облако для обитателей Ада. Их спросят: «О, обитатели Ада! Чего вы желаете?» Они, вспоминая облака земной обители, скажут: «Наш Господь, мы желаем пить (воду, которая прольется из него)». Всевышний Аллах прольет на них кандалы и оковы, цепи, которые лишь увеличивают заточение, и огонь, который воспламеняется и разжигается» (Ат-Табарани, «аль-Му‘джам аль-Аусат», № 4103, 4/247).
Один из чтецов Благородного Корана Абу ‘Али ад-Даххак (р.а.), когда прочитал слова неверующих: «Полейте на нас водой или чем наделил вас Аллах [из питья]» (из суры «Аль-А‘раф / Преграды», аят 50), сказал: «Вся забота и страсти этих людей в земной обители – это еда и напитки, в ахирате они остались в таком же положении. Это означает, что человек покинет этот мир в том положении, как он прожил его, и воскреснет в том положении, в каком он покинул этот мир».
Абу Бакр (р.а.) сказал: «Когда обитателей Ада настигнет жажда, они сначала попросят воду, чтобы укротить ее. Только потом они попросят еду, чтобы удовлетворить голод. Потому что жаждущий человек не может спокойно наесться» (Из тафсира имама Матуриди).
Комментируя этот аят, Ибн ‘Аббас сказал: «Когда один из людей скажет брату (в Раю): «О, мой дорогой брат! Помоги мне, потому что я побывал в Аду, пролей на меня немного воды», ему скажут: «Ответь ему». Он же скажет: «Воистину, Аллах запретил оказывать помощь неверующим» (Ибн Джарир, «Джами‘ аль-баян», 10/236; Ибн Абу Хатим, № 8532, 5/1490; ас-Суюты, «ад-Дурр аль-мансур», 6/413).
Согласно тафсирам «Дурр аль-мансур» и «Рухуль-баян», обитатели Ада, оставшись без еды и питья, скажут: «О, Господь наш! В Раю есть наши родственники, дай нам разрешение встретиться с ними и поговорить».
Получив разрешение, они увидят и узнают своих близких и родственников в Раю, увидят вечные блага, которыми они пользуются. Однако обитатели Рая не узнают их из-за черноты их лиц.
Когда обитателям Рая расскажут, кто это, они скажут: «Дайте нам воды, чтобы утолить сильнейшую жажду, или бросьте нам еду, которую предоставил вам Всевышний Аллах». Они были рабами своих желудков в земной обители, пристрастились к еде и напиткам. В конце концов, они покинули земную жизнь в таком положении, в каком они ее прожили, и воскресили их в подобном положении. Обитатели же Рая долгое время оставались голодными и жаждущими воды, готовили свои желудки для угощений Рая Фирдаус. Здесь они получили то, в чем нуждались и испытывали недостаток в земной жизни. Аят же свидетельствует о том, что даже во время наказания человек не может обойтись без еды и питья» (Ибн Раджаб аль-Ханбали, «ат-Тахвиф мин ан-нар ва ат-тариф би хали дар аль-бивар», с. 213-215).
Из тафсиров аятов, приведенных выше, может возникнуть следующий вопрос: если они слышат воззвания друг друга, не будет ли так, что обитатели Рая будут подвергаться притеснению огнем, а обитатели Ада будут пользоваться райскими благами?
На этот вопрос можно дать несколько ответов:
1. Всевышний Аллах обладает силой, мощью и способностями, чтобы одна группа услышала зов другой группы.
2. Всевышний Аллах обладает силой, мощью и способностями, чтобы разрушить этот мир и сотворить вечный мир
с новым строением, где исчезнут завесы и преграды, которые препятствуют слуху и видению в земной жизни. Следовательно, каждый человек сможет услышать друг друга издалека.
3. При желании Всевышний Аллах может приблизить Рай и Ад настолько, что их обитатели смогут услышать друг друга.
4. Всевышний Аллах доставит любые воззвания к адресату, любым способом и формой. Примером служит то, как
Пророк Сулейман (а.с.) слышал славословия горных вершин и отвечал муравью.
Все фото: shutterstock.com