«Не считай же (о Мухаммад), что те, кто доволен содеянным и любит, когда его хвалят за то, чего он не делал, спасутся от наказания. Им – болезненное наказание» (сура Али Имран, 188).
Есть два риваята, в соответствии с которыми данный аят был ниспослан в отношении мунафиков и иудеев.
1) Передается от Абу Саида аль-Худри: В эпоху счастья посланника Аллаха ﷺ, когда он отправлялся в какой-либо военный поход, то мунафики никогда не принимали в них участие, радуясь тому, что остались, вопреки желанию посланника Аллаха ﷺ.
Когда же он возвращался из военного похода, то они приносили клятвы и предоставляли оправдания, и желали похвастаться несовершенными ими благодеяниями. И тогда по поводу них Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Бухари, Тафсируль-Куръан, 3/16; Муслим, Сыфатуль-Мунафикин, 7).
2) Передается от Судди: Иудеи скрыли имена и качества посланника Аллаха ﷺ, упоминаемые в Торе, и радовались этому.
Кроме того, они оправдывали себя, говоря: «Мы соблюдаем пост, совершаем намаз и выплачиваем закят, мы следуем религии Ибрагима».
Сура Аль-Баркара: «Придерживайтесь того, что ниспослал Аллах»
Успокаивая себя этим, они радовались тому, что единодушно отрицают пророческую миссию посланника Аллаха ﷺ, и более того, хвастались этим. Вот в отношении них и был ниспослан этот аят. Даххак также придерживался этого мнения (Табери, Джамиуль-Байан, 4/136-137).
Сообщается, что Мерван ибнуль-Хакем сказал своему привратнику: «О, Рафи! Отправляйся к Ибн Аббасу и скажи ему: «Если наказанию будет подвергнут каждый, кто радуется сделанному, и кто хотел бы похвастаться не сделанным, то это значит, что из нас не останется никого, кто не подвергнется наказанию».
Когда Рафи передал все это, Ибн Аббас сказал: «Этот аят никак не связан с вами. Так как он был ниспослан в отношении людей писания. Посланник Аллаха ﷺ спросил у иудеев кое-что из Торы, но они скрыли правильный ответ и дали совершенно другой. Когда же они ушли от него, то хотели похвастаться тем ответом, который они дали, и тому, что скрыли истинный ответ» (Бухари, Тафсируль-Куръан, 3/16; Тирмизи, Тафсируль-Куръан, 3/23, хадис №: 3014; Фахруддин Ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 9/132).
В риваяте, переданном от Язида ибн Асляма сообщается, что Мерван ибнуль-Хакем сам спросил об этом аяте, но уже у Абу Саида аль-Худри.
В этом риваяте говорится: Когда Мерван ибнуль-Хакем был эмиром Медины, то однажды, когда рядом с ним находились Абу Саид аль-Худри, Зейд ибн сабит и Рафи ибн Хадидж, он спросил:
«О, Абу Саид! Разве ты не видишь аят «Не считай же (о Мухаммад), что те, кто доволен содеянным и любит, когда его хвалят за то, чего он не делал, спасутся от наказания...» Клянусь Аллахом каждый из нас радуется сделанному, и хвастается тем, чего не сделал». Абу Саид сказал: «Этот аят не относится к тем, о ком ты говоришь.
Это интересно: Великая награда тем, кто уверует и богобоязнен
Во времена посланника Аллаха ﷺ были некоторые люди, которые не принимали участия в военных походах, в которые отправлялся посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники. И эти люди радовались тому, что остались дома.
Если военный поход заканчивался успешно, то они приходили к посланнику Аллаха ﷺ и приносили ему клятвы и оправдания. И они любили хвастаться этим военным походом, хотя сами не принимали в нем участия. Этот аят был ниспослан в отношении них» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 97).
В соответствии с риваятом, переданным от Катады, враги Аллаха, коими являлись иудеи Хайбара, однажды пришли к посланнику Аллаха ﷺ и будучи непоколебимыми в своем заблуждении и продолжая исповедовать иудаизм, и заявили, что они довольны им и тем, что он принес, и что они последовали за ним. И за это они ждали от посланника Аллаха ﷺ похвал в свой адрес. И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят.
Судди и Даххак говорили: Иудеи Медины писали письма иудеям Ирака, Йемена и всех других стран, куда могли дойти их письма. В этих письмах они писали: «Мухаммад никакой не пророк. Будьте непоколебимы в вашей религии». Таким образом, иудеи Медины объединили всех иудеев в отрицании пророческой миссии пророка Мухаммада ﷺ. Они радовались этому, говоря:
«Хвала Аллаху, Который объединил нас в едином мнении и слове, благодаря чему мы не разделились и не отказались от нашей религии». И вот, в связи с этим и был ниспослан этот аят (Абуль-Фарадж Джамаледдин Абдуррахман ибн Али ибнуль-Джавзи, Задуль-Масир фи Ильмит-Тафсир, 1/523).
Упомянув все эти риваяты, связанные с двумя разными мнениями, Табери пришел к выводу, что наиболее предпочтительным является мнение, в соответствии с которым, данный аят был ниспослан в отношении иудеев, так как само содержание аята указывает на порицание иудеев (Табери, Джамиуль-Байан, 4/138-139).
Из книги "Асбабун-Нузуль"