مَّنِ اهْتَدَى فَإِنَّمَا يَهْتَدِي لِنَفْسِهِ وَمَن ضَلَّ فَإِنَّمَا يَضِلُّ عَلَيْهَا وَلَا تَزِرُ وَازِرَةٌ وِزْرَ أُخْرَى وَمَا كُنَّا مُعَذِّبِينَ حَتَّى نَبْعَثَ رَسُولًا 15
15. «Кто на верном пути, тот приносит пользу самому себе [сам же получит награду за свои дела]. А кто сбился, тот вредит себе же [потому что ему отвечать за свои грехи]. Ни один не понесет чужую ношу [грехов]. Мы никогда не наказывали людей до того, как отправляли к ним посланника [который объяснял им волю Аллаха в отношении них]».
В рассказанном Ибн ‘Абд аль-Барром риваяте от Аиши радыяллаху ‘анха говорится: «Однажды жена Пророка Хадиджа спросила его о том, что будет с детьми многобожников в следующей жизни, на что он ответил: «Они принадлежат своим родителям, и (поэтому) окажутся вместе с ними».
Позже, когда о том же самом спросила его я, он ответил: «Аллаху лучше знать, как с ними поступить». Позже, когда Ислам окреп и распространился, я снова спросила его об этом, и тогда был ниспослан аят: «... Ни один не понесет чужую ношу [грехов]. Мы никогда не наказывали людей до того, как отправляли к ним посланника [который объяснял им волю Аллаха в отношении них]» (Имам Джаляледдин ‘Абдуррахман ас-Суюти, Любаб ан-Нукуль фи Асбаб ан-Нузуль, 1/227).
В риваяте от Ибн ‘Аббаса радыяллаху ‘анху же говорится, что этот аят был ниспослан относительно Валида ибн аль-Мугиры, который говорил: «Отвергните Мухаммада и следуйте за мной, – и я за всё отвечу!» (Имам Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад аль-Куртуби, аль-Джами‘ ли Ахкям аль-Куръан, 10/151; Шихабуддин ас-Сейид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рух аль-Ма‘ани фи Тафсир аль-Куръан аль-‘Азым ва Саб‘ аль-Масани, 15/35).
وَإِمَّا تُعْرِضَنَّ عَنْهُمُ ابْتِغَاءَ رَحْمَةٍ مِّن رَّبِّكَ تَرْجُوهَا فَقُل لَّهُمْ قَوْلًا مَّيْسُورًا 28
28. «А если ты отвернешься от них [от родственников и бедняков], желая заслужить милость от твоего Господа, и рассчитывая получить [от Него материальные блага], то [хотя бы] говори с ними любезно [и мягко, обещая им помочь, как появится достаток]».
Важно знать: 55 тяжких грехов в исламе
В рассказанном Саидом ибн Мансуром риваяте от ‘Аты аль-Хорасани говорится: «(Перед походом на Табук) к Посланнику Аллаха ﷺ пришли несколько человек из Музейны и сказали: «О Посланник Аллаха! Дай нам верховых животных, чтобы мы могли принять участие в походе».
Но Посланник Аллаха саллаллаху ‘алейхи ва саллям сказал: «Мне нечего вам дать». Они уже было подумали, что он за что-то на них гневается, но тут снизошел этот аят» (Имам Джаляледдин ‘Абдуррахман ас-Суюти, Любаб ан-Нукуль фи Асбаб ан-Нузуль, 1/227-228).
В рассказанном Ибн Джариром риваяте от Даххака же говорится, что этот аят был ниспослан относительно бедняков, пришедших однажды к Посланнику Аллаха ﷺ с просьбой чего-нибудь им дать.[4] В риваяте от Мукатиля рахимахуллахи называются имена этих неимущих мусульман, это – Хаббаб, Биляль, ‘Аммар и Михджа‘м (Абу аль-Фарадж Джамаледдин ‘Абдуррахман ибн Али ибн аль-Джаузи, Зад аль-Масир фи ‘Ильм ат-Тафсир, 5/29).
Когда у Посланника Аллаха ﷺ не было того, о чем у него просят, он отворачивал лицо, и ничего не говорил. Говорится, что аят был ниспослан в этой связи (Шихабуддин ас-Сейид Махмуд аль-Алуси аль-Багдади, Рух аль-Ма‘ани фи Тафсир аль-Куръан аль-‘Азым ва Саб‘ аль-Масани, 15/63).
Отвечают ли родители за грехи своих детей?
Асбабун-Нузуль