Начало: Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): «А разве он не человек?!»
Многим из нас, наверное, знакомы распространенные стереотипы: религия не поощряет человека в стремлении к достатку, бедный человек более угоден Богу, чем богатый, поскольку богатство почти всегда нажито каким-то нечестным путем. Это правда или вымысел, действительно ли человеку верующему лучше жить в бедности, а не стремиться к обеспеченной жизни?
На самом деле религия предостерегает человека не от зарабатывания денег и накопления имущества как такового, а от опасностей, которые влечет за собой чрезмерная погруженность в мирские дела:
«Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными припасами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха (для праведных людей) есть лучшая обитель» (сура «Али Имран, 3:14)
Стремление к богатству становится для некоторых людей таким сильным соблазном, что ради него они готовы пойти на обман и мошенничество, предавать друзей и родных, посягать на чужое имущество. И даже если человек зарабатывает на жизнь честным путем, увеличение достатка и любовь к роскошной жизни может заставить его забыть о своей душе, о благодарности Всевышнему, о помощи ближним.
Однако будет таким же заблуждением считать, что наиболее богоугодный и правильный образ жизни - это бедность. Бедность имеет свои искушения и соблазны: так, бедный человек склонен завидовать тем, кому повезло в жизни больше, чем ему; он может также соблазниться нечестным способом зарабатывания денег.
Бедность часто проистекает от лености, когда человек попросту не хочет прилагать усилия для поддержания своей жизни на достойном уровне, для получения профессиональных навыков и поиска хорошей работы. Бедность заставляет людей забывать о своем достоинстве, попрошайничать, унижаться перед богатыми приятелями, от которых они могут ожидать подарков и милостей.
Какой же выход из этой ситуации? Как правильно относиться к материальным благам?
Ключом ко всему служит умеренность и золотая середина. Человеку следует прилагать все усилия для поиска честного и надежного заработка, для повышения своих профессиональных навыков. Религия поощряет трудолюбие и порицает лень:
«Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал своим трудом» (Бухари).
«Рука, что сверху (дающая), лучше той, что снизу (берущей). Лучшая милостыня — та, которую ты даешь, имея материальный достаток» (Бухари).
Собственный, пусть и небольшой, заработок является защитой человека от унижения попрошайничества и нищенства, когда он сам может оказывать помощь неимущим, а не ждать милостей от богатых родственников и знакомых.
При этом нужно помнить, что богатство – это дар от Всевышнего. Кому-то Он дает в этой жизни больше материальных благ, а кому-то меньше.
«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает» (сура «Саба», 34: 39).
«Ни ваше богатство, ни ваши дети не приближают вас к (Аллаху), если только вы не уверовали и не поступаете праведно. Для таких людей будет приумножено воздаяние за то (добро), что они совершили, и будут они пребывать в покоях, находясь в безопасности» (сура «Саба», 34:37)
Наличие или отсутствие большого состояния ничего не говорит о качествах человека, поскольку приближают или удаляют человека от его Создателя не сами деньги, а наше отношение к ним. Существует очень мудрое высказывание, дошедшее до нас от праведных людей прошлого: «Держи богатство в руках, но не в сердце».
Всевышнему может быть одинаково угоден как состоятельный человек, заработавший свое имущество честным путем, который не презирает бедных, но, наоборот, расходует средства для помощи неимущим и нуждающимся; так и бедный человек, который, тем не менее, не жалуется на свое положение и не завидует, а продолжает трудиться для поддержания своей жизни и помощи своей семье.
Из истории мы знаем, что, к примеру, царь и пророк Сулейман (Соломон), мир ему, был обладателем огромного состояния, однако был чрезвычайно аскетичным и богобоязненным человеком. Богатство не заставило его забыть о своем Господе и стать неблагодарным.
Среди сподвижников Пророка (мир ему) были как Абу Хурайра, которому не принадлежало ничего, кроме той одежды, что была на нем, так и такие люди как Абу Бакр или Усман (да будет доволен ими всеми Всевышний), имевшие большое богатство. Лучшие люди, как говорится в хадисе, - это те, кто умеет соблюдать баланс между материальным и духовным, между вечным и преходящим:
«Лучшие из вас – это те, кто не оставляет мирское ради вечного, и вечное ради мирского. Лучшие – те, кто не становится бременем для других» (хадис приводит имам Суюти в «Джами ас-сагыр»).
Итак, верующий человек – это не обязательно бедный и неимущий. Бедность не всегда приближает к Богу, а богатство не удаляет человека от Него. Правильное отношение к имуществу состоит в умении правильно расставить приоритеты: человеку не запрещено стремиться к достойной жизни, к тому, чтобы обеспечить себя и своих близких всем необходимым.
Но при этом следует избегать всех соблазнов материального мира – не стать черствым, эгоистичным, корыстолюбивым, жадным. Если Всевышний наградил вас достатком, поблагодарите Его и расходуйте свое имущество разумно, не забывая о помощи бедным. Если же, наоборот, ваши дела идут не очень хорошо, не впадайте в отчаяние, а продолжайте трудиться, проявляйте терпение и не завидуйте другим. Тогда Он будет доволен вами.
Поучительная история для тех, кто хочет разбогатеть >>
Анна Кобулова