Недавно мы вступили в новый месяц мусульманского лунного календаря под названием мухаррам. Это первый месяц мусульманского лунного года, начало нового года мусульманского летоисчисления, которое ведется, как известно, от хиджры, то есть, переселения Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Медину. Именно с этого события ведется отсчет мусульманской эры.
К примеру, мы сейчас вступили в новый 1441 год по мусульманскому календарю – это означает, что именно 1441 год назад (по лунному календарю) была совершена хиджра. По григорианскому календарю это событие произошло 12 сентября 622 года.
Впервые было решено отсчитывать время, начиная именно с даты хиджры во время правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба, - в 638 году нашей эры, когда решили, что начался 17 год хиджры. Начинать отсчет нового года от месяца мухаррам предложил третий халиф Усман, поскольку именно в это время заканчивался сезон хаджа.
Наверное, многие мусульмане периодически задаются вопросом – а почему вообще это событие (хиджра) настолько значима, что было решено вести отсчет времени именно с этого события – а не с рождения Пророка (мир ему), допустим? Либо с времени первого откровения – которое, как известно, случилось в 610 году нашей эры? В чем смысл нашего обращения к этому событию?
Отсчет времени от хиджры было решено вести потому, что именно в это время родилось настоящее мусульманское общество. Разумеется, мусульманская община появилась с началом первого откровения, но она была небольшой, слабой и без конца подвергалась преследованиям со стороны язычников. Мусульманам было трудно соблюдать свою религию, те из верующих, кто был бедным и слабым, ежедневно подвергались риску быть избитыми или убитыми.
Более того, как мы помним, последние три года язычники договорились объявить бойкот мусульманам – чтобы ничего им не продавать и ничего у них не покупать - тем самым, фактически поставив их на грань голодной смерти и уничтожения. Поэтому уже за несколько лет до переселения в Медину Пророк (мир ему) и его ближайшие сподвижники осознавали тот факт, что им необходимо поискать какое-то более благоприятное место для жизни, чем Мекка.
Как мы помним, вначале некоторое количество мусульман смогли укрыться на территории Эфиопии – где им оказал радушный прием правитель-христианин. Однако, это было лишь временным решением проблемы – поскольку это была чужая для арабов местность, где жили иноплеменники, говорившие на другом языке, жившие по другим обычаям, мусульмане там также должны были подчиняться чьей-то власти.
А верующим хотелось найти место, где они смогут быть хозяевами положения, где можно будет устроить все общество по законам своей религии, без оглядки на кого-то, где их Пророк (мир ему) сможет стать правителем и государственным деятелем, а они будут его помощниками в этом деле.
Более того, если посмотреть вглубь истории, то окажется, что переселение – которое часто является не просто физическим переездом из одного места в другое, но духовным переворотом, играло решающую роль во многих религиозных движениях.
К примеру, такие великие пророки, которых почитают во всех трех монотеистических религиях – как Ибрагим (Авраам) и Муса (Моисей), мир им всем, также были вынуждены переселиться и увести своих последователей из родных мест, чтобы сохранить свою общину и поднять ее на новый уровень развития.
Ибрагим (Авраам), мир ему, как мы помним, на своей родине, в местности под названием Харран (в Вавилоне), за открытое выступление против языческих обычаев своих предков подвергся преследованиям и чуть не был убит – и спасся чудесным образом, благодаря вмешательству Всевышнего. После этого случая Господь велел ему увести свою семью и тех людей, которые за ним последовали, в Ханаан – местность, которую мы сейчас знаем, как святую землю Палестины.
Во время жизни Муса (Моисей), мир ему, его община – бану Исраиль, находилась под властью правителя-тирана в Египте, где подвергалась разнообразным преследованиям за свое происхождение и свои убеждения. Бог повелел пророку вывести евреев из Египта – это событие (исход из Египта) до сих пор является одним из главных праздников иудейской религии.
Как мы видим, всем великим людям, которые посвятили жизнь следованию заповедям Всевышнего, время от времени приходилось уходить из прежних мест своего жительства, оставлять спокойную и удобную жизнь, отправляясь в неизвестность – все это делалось ради послушания Творцу и возможности свободно поклоняться Ему, не боясь преследований власть имущих.
Хиджра, которую совершил Пророк Мухаммад (мир ему) и его последователи, - также была не только физическим путешествием, но духовным переломом – от преследований к свободе, от страха к мужеству, от насилия к миру, от неповиновения и сопротивления к полному упованию на Бога.
Ведь надо понимать, что путешествие для человека того времени представляло огромные сложности – без современных средств передвижения, часто с угрозой подвергнуться нападению разбойников или диких зверей, заблудиться в пустыне и погибнуть без воды или пищи.
По этим причинам очень небольшое количество людей переселялось с места на место – большинство рождалось и умирало в родных местах. Тем более, когда язычники узнали, что мусульмане хотят оставить Мекку, они пришли в страх и ярость, поскольку понимали, что, оказавшись в безопасности мусульманская община окрепнет и начнет увеличиваться – и это поставит под угрозу их власть и положение. Так что они всеми силами пытались удержать мусульман в Мекке – кого-то силой, кого-то угрозами отнять имущество или причинить им самим или их семьям.
Поэтому для многих верующих хиджра была тяжелой жертвой – люди обеспеченные должны были расстаться с большей частью имущества, люди бедные и слабые рисковали жизнью. Однако, они не колеблясь последовали призыву Пророка (мир ему), и этот поступок является примером для нас по сей день.
Какие же уроки мы сегодня можем извлечь из этого события?
Первые мусульмане умели правильно расставить приоритеты в своей жизни – и понять, что в ней действительно главное, а что – второстепенное. По их мнению, религия и все, что с ней связано – возможность свободно совершать поклонение Всевышнему, жить по законам своей веры – было важнее, чем спокойная комфортная жизнь в родных местах, чем любое имущество и богатство.
Разумеется, речь не идет о том, что те современные мусульмане, которые живут сейчас среди людей другой веры, в немусульманских странах, должны непременно оставлять родные места и ехать куда-то на поиски иной жизни. Сейчас положение совершенное иное – мусульманам России или Европы никто не мешает следовать своей религии, строить мечети, открывать религиозные школы, издавать мусульманскую литературу.
Переселение далеко не всегда означает какой-то физический переезд – речь идет о том, что каждый из нас должен периодически пересматривать свою жизнь, все ли в ней соответствует довольству Всевышнего, и подниматься на новый уровень развития.
Ведь очень многие из нас погружены в заботы о мирских вещах – накопление денег, заботу о карьере, и мало задумываются о своей душе и отношениях с Богом. Многим из нас мешают жить вредные привычки, дурные черты характера, плохие отношения с нашими родственниками, с которыми мы годами не можем найти общий язык.
Вот в таком случае нам необходима «духовная хиджра» - перемена образа жизни, работа над собой и улучшением своего характера, налаживание отношений с родными, соседями, коллегами по работе. Только в таком случае – если мы будем работать над собой, наша жизнь действительно изменится. В противном случае, если мы не будем меняться внутренне, то никакие физические перемещения не сделают нас лучше, даже если мы объездим весь земной шар.
Поэтому сейчас, когда начался новый год по хиджре, самое время проанализировать свою жизнь – чтобы понять, что для нас главное, а что – второстепенное, правильно ли мы живем, все ли в нашей жизни соответствует довольству Творца, и изменить это к лучшему. Пусть Господь поможет нам в этом.
Анна Кобулова