Возле мечети беседуют несколько молодых людей. Один из них – по имени Ахмед, - сообщает друзьям, что очень хотел бы жениться и сейчас занят поисками подходящей невесты. Молодой человек весьма самоуверен относительно своих достоинств и считает, что такому, как он, будет рада любая девушка. Как же, ведь он набожен – регулярно совершает намаз, держит пост, учится в медресе и обладает знаниями по религии.
Однако, его приятели выражают сомнение в его успехе, поскольку есть серьезная загвоздка – к своим 27 годам Ахмед еще не имеет определенной профессии, перебивается случайными заработками, так что вряд ли у него есть средства для содержания семьи. Но это возражение нашего героя не смущает, и он самодовольно поучает друзей: «Как же вы не знаете, что ризк (пропитание) дает Аллах. Так что не стоит об этом много думать, - если надеяться на Него и усердно заниматься поклонением, пропитание у тебя будет».
Такие рассуждения могут показаться странными и безответственными, но, к сожалению, их приходится слышать очень часто от многих людей. Что здесь действительно правильно, а что – является ленью и нежеланием прилагать усилия для изменения своей жизни? Что же такое истинный таваккуль – упование на Всевышнего?
Пропитание действительно находится во власти Всевышнего, который заботится обо всех живых существах и наделяет их уделом – всем, что им необходимо для жизни. Это относится не только к человеку, но и к другим творениям – растениям, птицам, рыбам и другим животным.
«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием. Аллах знает их место пребывания и место хранения. Все это записано в ясном Писании» (сура «Худ», аят 6).
«Поистине, Аллах – (только) Он Дарующий удел (рабам Своим), Обладатель силы, Непоколебимый!» (сура "Зарият", аят 58).
Всевышний создал все, что мы видим вокруг себя, все блага жизни, и Он же справедливо и мудро распределяет их между Своими созданиями. Однако, здесь есть один нюанс – ни одно из живых существ не получает своего удела просто так, без труда и усилий. Чтобы добыть себе пищу, все непрестанно трудятся и работают, поскольку наш мир – это мир причин и следствий. Чтобы достичь результата, нужно создать для него причину и приложить усилия. Только тогда ты сможешь получить тот удел, который определен для тебя.
Если мы посмотрим на окружающий мир, на живую природу, то увидим, что все живые существа непрестанно трудятся, добывая себе пропитание. Птицы целыми днями снуют в поисках мух, личинок, червяков, чтобы прокормиться самим и накормить своих птенцов; травоядные животные ищут съедобные растения, хищные охотятся на травоядных – просиживая часами в засаде, а потом догоняя добычу. Рыбы также едят личинок, жуков или более мелких рыб. Таков закон жизни. Так почему же человек считает, что его пропитание должно доставаться ему без труда, без усилий, само собой?
Еще на заре исламской истории такое отношение к труду и к другим людям было осуждено:
«Лучший из вас – это тот, кто, не оставляя эту жизнь ради будущей жизни (ахирата), и ахират - ради этой жизни, работает для обоих миров, и кто не является обузой для людей» (Мухтар аль-ахадис).
Однажды халиф Умар (да будет доволен им Аллах) увидел нескольких человек, которые сидели и ничего не делали. Халиф спросил у людей, кто они такие.
— Мы из тех, кто вверил свои дела Аллаху, и на Аллаха уповает, — ответили те.
— Поистине, вы заблуждаетесь, — возразил Умар, – Вы просто бездельники, живущие за счет других людей. Те, кто действительно уповает на Аллаха, сначала сажают зерно в землю, а потом надеются на Всевышнего. Они никогда не сидят без дела, без поиска средств к существованию, говоря: “Аллах, дай нам”. Поистине, золото и серебро с неба не падают» (Приводится у Ибн аль-Джаузи).
Как-то раз некий человек, который приехал в мечеть помолиться, спросил у Пророка (мир ему) – как ему лучше поступить? Привязать верблюда, а затем пойти молиться, или уповая на Аллаха, оставить верблюда непривязанным (надеясь на Всевышнего, что Он о его животном позаботится и так, без каких-либо усилий). На это Пророк (мир ему) ответил:
«Привяжи верблюда, и только тогда уповай на Аллаха».
Иными словами, полагаться на Аллаха можно только тогда, когда ты совершил необходимые действия для достижения результата. Конечно, всегда есть вероятность, что твои усилия не увенчаются успехом – ведь все блага во власти Всевышнего, но, тем не менее, это не освобождает нас от необходимости трудиться.
Кто-то может возразить – сколько на свете людей, которые усердно трудятся, однако, живут очень скромно, даже бедно, а есть, наоборот, богатые бездельники, которым средства к существованию достаются без труда – к примеру, по наследству от родителей? Точного ответа на этот вопрос мы не знаем – почему Господь распределил земные блага именно таким образом, но общее правило именно такое – для получения пропитания нужно приложить усилия.
Тем более, если посмотреть внимательнее на жизнь тех людей, которым их богатство досталось без труда, разве они счастливы? Сколько среди них людей, страдающих от депрессий, алкоголизма или наркомании, склонных к самоубийствам. Бесцельная и пустая жизнь не приносит человеку радости – всякий, кто знает, что такое удовлетворение от хорошо сделанного дела, это подтвердит. Развлечения и удовольствия хороши только тогда, когда являются наградой за труд. Но жить в постоянном веселье наскучивает.
Здесь может возникнуть другой вопрос – некоторые люди настолько погружаются в заботы о мирском, что забывают о смысле своего существования, о служении Богу – для которого созданы все люди. Молодой человек по имени Ахмед из примера, которым мы начали наш разговор, именно так оправдывал свое безделье – он проводит время в получении религиозных знаний и в поклонении Всевышнему, так что ему некогда заботиться о пропитании.
В этом вопросе следует придерживаться золотой середины и не впадать в крайности.
Посвящать все свое время и силы погоне за материальным, разумеется, не стоит. Но под предлогом стремления к усердному поклонению Богу отказываться от своих обязанностей перед семьей будет весьма порицаемо и даже грешно.
Стремление к получению религиозных знаний также похвально – но и здесь должна быть мера. Есть знания, которые человеку следует получить обязательно – поскольку они относятся к той информации, без которой невозможно совершать его религиозные обязанности. Но этих знаний сравнительно немного.
Остальные – более углубленные знания – уже относятся к области желательных знаний, которые можно получать только в том случае, если у человека нет обязанностей перед своей семьей и близкими людьми (См. «Какие знания мусульманин должен получить обязательно»
Повторим еще раз то, что необходимо знать о таваккуле – доверии ко Всевышнему. Это понятие заключается в нашей убежденности в том, что все материальные блага создал Бог, и Он же их распределяет среди людей по Своей мудрости. Но чтобы получить те блага, которые определены для каждого из нас конкретно, необходимо приложить усилия и потрудиться – сами собой эти вещи к нам в руки не упадут.
Если же человек не будет ничего делать для получения пропитания, оправдывая себя тем, что он надеется на милость Всевышнего, то такая позиция является либо следствием невежества человека, либо оправданием для безделья и лени.
Полагаться на Аллаха можно только если человек со своей стороны приложил необходимые усилия для поиска дозволенного пропитания – результат наших усилий находится в Его власти, но это не избавляет нас от необходимости работать – не забывая, разумеется, просить Его о помощи и благословении в своем труде.
Кобулова Анна