Вы неоднократно слышали, что намаз приносит верующему мир и спокойствие. Всевышний Аллаха говорит: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (Сура ар-Раад, аят 28).
Но сколько верующих на самом деле испытывают это чувство в намазе? И что делать, если вы тоже хотели бы испытать чувство мира и успокоение от намаза?
Намаз зачастую воспринимается как некий формальный ритуал с определенными позами, сопровождаемый монотонным чтением Корана. Очевидно, что это ошибочное мнение. На самом деле, суть намаза – в общении между верующим и Всевышним Создателем. Однако, в спешке мы часто об этом забываем.
Подобный подход к намазу, разумеется, не даст ощущения мира и спокойствия. Лучшее, к чему приведет такой намаз – к чувству выполненного долга.
Однажды Посланник Аллаха (мир ему) увидел одного из сподвижников, читавших намаз в спешке. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал об этом случае:
«Как-то раз Посланник Аллаха (мир ему) вошел в мечеть, а через некоторое время туда же вошёл один человек. Он совершил молитву, после чего подошёл к Посланнику Аллаха (мир ему) и поприветствовал его. Ответив на его приветствие, Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Вернись и помолись снова, ибо, поистине, ты не совершил молитву!» Этот человек вернулся на своё место и помолился так же, как и в первый раз, а потом подошёл к Пророку (мир ему) и поприветствовал его.
Посланник Аллаха (мир ему), ответил на приветствие, а потом сказал: «Вернись и помолись снова, ибо, поистине, ты не совершил молитву!» Когда же это повторилось ещё раз, человек воскликнул: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я могу совершать это только так и не иначе, научи же меня!»
Тогда Пророк (мир ему) сказал: «Когда встанешь на молитву, произнеси слова «Аллаху Акбар» потом прочти из Корана, что сможешь, потом склонись в поясном поклоне и задержись в таком положении на некоторое время, потом выпрямляйся, пока не выпрямишься стоя, потом склонись в земном поклоне и задержись в таком положении на некоторое время, а потом выпрямляйся, пока не выпрямишься сидя, и поступай так во время каждой молитвы». (Бухари)
Однако, чтобы достичь желаемого состояния мира и спокойствия посредством намаза, в первую очередь, должны присутствовать другие немаловажные эмоции. Намаз запускает триггеры, которые позволяют возникать этим другим эмоциям, которые, в свою очередь, заставляют верующего обретать состояние покоя в намазе.
Что это за эмоциональные триггеры, которые, к слову, нужны не только для намаза, - об этом речь пойдет в данной статье.
Любовь
Чувство любви ведет к ощущению чувства счастья. Счастье, в свою очередь, заставляет чувствовать себя в безопасности и спокойствии. Триггер любви запускается в самом начале намаза, - когда верующий произносит "Хвала Аллаху, Господу миров" (АльхамдулиЛляхи раббиль алямин).
Всевышний Аллах говорит: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют? Мы воздвигли на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась вместе с ними. Мы проложили на ней широкие дороги, чтобы они следовали верным путем» (Сура аль-Анбийя, аят 30-31).
Осознание силы и мощи Всевышнего Аллаха, сотворившего все наше мироздание, а также Его заботы о Своих творениях, порождает в сердце чувство благодарности и любви к Всевышнему Аллаху.
Надежда
Далее верующий продолжает: «Милостивому и Милосердному»
Осознание того, что Всевышний Аллах является Наимилостивейшим и самым Милосердным, пробуждает в сердце чувство надежды. Надежда не оставляет и следа в сердце верующего от отчаяния и приносит с собой покой.
Независимо от того, какое бедствие произошло в жизни человека, всегда есть надежда, потому что Аллах по Своей милости дарует облегчение после трудностей.
Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «В своё время к посланнику Аллаха (мир ему) привели пленных, среди которых была одна женщина, искавшая кого-то, и когда она находила среди пленных какого-нибудь ребёнка, то брала его, прижимала к себе и кормила грудью.
Увидев это, Посланник Аллаха (мир ему) спросил нас: «Как вы думаете, способна ли эта женщина бросить в огонь своего ребёнка?» Мы сказали: «Клянёмся Аллахом, нет, на это она не способна!». Тогда он сказал: «А Аллах жалеет Своих рабов больше, чем эта женщина жалеет своего ребёнка!» (Бухари).
Страх
Надежда – это позитивная эмоция, однако если ее не держать под контролем, она может стать иррациональной. Иррациональная надежда может устранить чувство ответственности. Человек, не предпринимающий усилий для получения образования или поиска работы, мог бы использовать иррациональную надежду в качестве оправдания, говоря: «Аллах - Милосердный, Он обеспечит меня. Мне не требуется образование или работа».
Чтобы держать это чувство под контролем, требуется следующий триггер - чувство страха. Страх потерпеть неудачу, а также отвечать за свои последствия.
Верующий говорит в намазе: «Властелину Судного Дня». Осознание того, что Всевышний Аллах соберет нас всех для личного Суда над каждым из людей, рождает в сердце верующего благоговейный страх. Ни одно из наших деяний и даже мыслей не скроется от Аллаха. Страх, в свою очередь, как это не парадоксально, также ведет к спокойствию.
Верующий осознает, что его ждет суд за все его деяния. Следовательно, он будет стараться избегать греховных мыслей и поступков. Следовательно, у верующего меньше поводов для переживаний за свою судьбу в День Суда. Таким образом, благодаря страху, верующий защищен от зла этого мира.
Любовь, надежда и страх в сочетании с намазом приносят в сердце человека покой и умиротворения. Воспринимая намаз как беседу со Всевышним и размышляя над смыслом Его слов, верующий непременно ощутит важные для поклонения эмоции.
Нам всем следует стремиться к намазу и ощущать привязанность к нему, чтобы наполнить свою жизнь миром и спокойствием.
Islam-today
Также на эту тему читайте: