С тех пор, как человек обнаружил в себе силы, возможности, данные Аллахом, он настолько увлёкся добычей мирских благ с их помощью, что забыл о духовности и, как следствие, о своей ограниченности, зависимости от Создателя.
В головах людей крепко засела убеждённость – идея, что их благополучие зиждется на их собственном усилии: они прокормят себя, если будут работать, спасутся, если предпримут определённые действия, даже станут богатыми, если направят свои мысли на материализацию этого желания!
Только истина гласит несколько о другом. Да, человек (и все остальные творения) получает те или иные блага (ризк) посредством причин – действий.
Однако, мудрость этого в том, чтобы показать разницу между положением раба и Господа, а не автономность творений: Всевышнему достаточно сказать: «Будь!» (что даже не обязательно), а творения должны совершить хотя бы малое действие, усилие:
«Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!», – как оно сбывается. Пречист Тот, в Чьей Руке абсолютная власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены!» (Йа Син, 82-83).
То есть, человеку обязательно совершать действия, но результат не обязательно зависит от них – исход только от воли Всевышнего Творца. Поэтому очень важно знать меру во всём, быть скромными, не обольщаться возможностями, а уповать на Аллаха.
Мера – это границы дозволенного, знание своего места и положения. Когда кто-либо сильно переживает из-за проблем, боится за мирское и, пытаясь его удержать в своих руках, в панике начинает «биться, как муха в банке», забывая всякие границы и адабы, – это признак поражения сердца неверием или недоверием Всевышнему.
Мирское состоит из материальных благ и пропитания, и больший страх люди испытывают именно из-за них. Если человек чувствует угрозу их утраты, то начинает думать о необходимости ими запастись. Но разумность и мера этого часто ограничивается только возможностями (например, финансовыми). Не то бы страх за мирское заставил бы его обеспечить себя за счёт притеснения всех остальных рабов Аллаха.
Совершенно не подобает такое поведение верующему. Хотя запасаться в меру не запрещено Всевышним, но и полагаться на припрятанное – грех.
Важно придерживаться разумной золотой середины, как сказано в хадисе:
«Однажды некто спросил у Пророка ﷺ: «О, Посланник Аллаха! Мне привязать верблюда и уповать на Аллаха, или же уповать, не привязывая?» Пророк ﷺ ответил ему: «Привяжи и уповай» (Тирмизи).
Некоторые учёные запрещали необдуманно «сметать» с прилавков продукты в трудные времена нехватки так, что остальные люди могли бы испытать притеснение. Ведь в таком случае, помимо угрозы духовному положению, из-за лишения упования и человечности, попираются права других!
О первом нарушении таваккуля (полного упования на Аллаха) относительно пропитания упоминается в книге «Кысасуль-Анбия». В ней повествуется, что, когда Адам с Хаввой испекли хлеб, Адам полностью съел свою долю, а Хавва решила оставить часть на завтра. Тогда ангел Джибриль (а.с.) сказал Адаму: «О, Адам! Ты поел, но супруга твоя припрятала хлеб, боясь за завтрашний день. Поистине, если бы она не поступила так, а положилась на Всевышнего, ваши потомки не были бы обречены на заботы о своём пропитании вплоть до наступления Судного Дня».
В связи с этим Аллах Джалля Джалялуху говорит в Коране:
«Сколько есть живых существ, которые не уносят (не запасаются) своего пропитания! Аллах наделяет пропитанием их и вас. Он – Слышащий, Знающий!» (Анкабут, 60).
Посланник Аллаха ﷺ также сказал: «Если бы вы уповали на Аллаха истинным упованием, то получали бы свой удел так, как получает его птица, которая улетает утром с пустым животом, а вечером возвращается с полным!» (Тирмизи, Ахмад).
Ризк (удел, питание и остальные блага) – часть предопределения, вера в которое является обязательным условием в исламе:
«Поистине, каждый из вас формируется в утробе своей матери (…) После чего, к нему посылается ангел, который вдыхает в него душу. Этому ангелу велено записать четыре вещи: удел человека (ризк), срок его жизни, его дела, и будет ли он среди злосчастных или счастливых…» (Бухари, Муслим).
Значит, на самом деле, человеку совершенно нет необходимости беспокоиться о том, что он может остаться без своего ризка: удел непременно дойдёт до него, а то, что ему не предопределено, никогда ему не достанется.
Разница лишь в том, как это будет: дозволенным путём, полным упования и красивой нравственности, или же путями запретными, усложнёнными, из-за упования на свою предприимчивость.
Господь призывает верующих к таваккулю в следующих аятах:
«Если Аллах окажет вам поддержку, то никто не одолеет вас. Если же Он лишит вас поддержки, то кто же поможет вам? Пусть же на Аллаха уповают верующие!» (Али Имран», 160);
«Воистину, шайтан не властен над теми, которые уверовали и уповают только на своего Господа!» (Ан-Нахль, 99);
«Аллах любит уповающих на Него!» (Али Имран, 159).
Поэтому не стоит поддаваться страху дефицита, переходя границы дозволенного в поведении и разменивая веру на мнимые блага. От этого не изменится количество предписанного, а только прибавятся хлопоты и лишние переживания.
Фото: shutterstock.com