Юмор в исламе: над чем можно смеяться, а над чем нельзя?

Всевышний даровал человеку такую замечательную способность и особенность как чувство юмора. Психологи определяют его как психологическую особенность человека, которая заключается в умении подмечать противоречия в окружающем мире и оценивать их с комической точки зрения.

Известно, что юмор присущ только человеку, животные не умеют шутить и смеяться друг над другом, это означает, что для чувства юмора нужен разум и интеллект.

 

Умение посмеяться над собой и другими имеет множество позитивных сторон для человека.

В частности, чувство юмора помогает человеку в трудной и неприятной ситуации. Вспомните, момент на работе или в семье, когда все устали и напряжены, вот-вот вспыхнет ссора – но кто-то удачной шуткой разряжает обстановку, и окружающие с облегчением смеются, конфликт улаживается. И наоборот, люди, которые не обладают чувством юмора, не умеют пошутить над собой, обычно тяжелы в общении, обидчивы, категоричны.

Юмор имеет познавательную функцию – с его помощью человек учится более полно познавать и оценивать окружающий мир, объективно, не предвзято смотреть на вещи.

Юмор несет воспитательную функцию. Такие литературные жанры как пародия, фельетон, басня – имеющие целью обличить какие-то пороки общества, также часто прибегают к высмеиванию этих пороков, чтобы показать всю их нелепость, неуместность, вредность. Психологи утверждают, что такой прием более эффективен, чем прямолинейное чтение морали.

 

Врачи установили, что смех и юмор приносят пользу здоровью человека:

* У людей, которые собираются смотреть кинокомедию, количество гормона роста и бета-эндорфина в три раза больше, чем у тех, кто взял в руки политическую газету или включил новости на ТВ.

* Любители посмеяться выглядят моложе, так как при улыбке задействуется около 15 лицевых мышц, происходит приток крови.

* Смех укрепляет иммунитет. К такому выводу пришли ученые, которым удалось исследовать изменения в слюне смеющихся больных. Как оказалось, после смеха в слюне человека появляется в десятки раз больше защитных бактерий, чем в спокойном состоянии.

* Улыбки обезболивают. Доказано, что после искренних улыбок повышается болевой порог.

 

Юмор и смех в исламе – что дозволено, а что запретно?

Наша религия не запрещает веселые и добрые шутки, которые ставят целью поднять настроение окружающих, помочь им в трудный момент, предотвратить ссору. Известно, что наш Пророк (мир ему и благословение) часто улыбался, хотя громко не смеялся, поскольку был скромен и сдержан.

Его супруга Аиша (да будет доволен ей Аллах) вспоминала, что Пророк (мир ему и благословение) часто шутил с домашними:

«Он был самым приятным из людей – всегда улыбался и радовал нас» (Муснад Ибн Рахавай).

Она вспоминала, как Пророк (мир ему и благословение) играл с ней и бегал наперегонки:

«Однажды, когда я была молодой и худенькой девушкой и сопровождала Пророка (мир ему и благословение), в одной из его поездок, он сказал людям: “Поезжайте вперед!”, и они поехали, а потом обратился ко мне: “Подойди поближе, и мы побегаем с тобой наперегонки!” И я стала соревноваться с ним и обогнала его.

После этого он ничего не сказал, но через некоторое время, когда я прибавила в весе, уже забыв об этом, и снова отправилась с ним в путь, а он сказал людям: “Поезжайте вперед!”, и они поехали, а потом обратился ко мне: “Подойди поближе, и побегаем с тобой наперегонки!” И я стала соревноваться с ним, но на этот раз он обогнал меня, после чего стал смеяться и говорить: “Это тебе за тот раз!”» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа).

Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не отказывался пошутить со сподвижниками и окружающими людьми:

Однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришла одна старая женщина, которая сказала ему: “О Посланник Аллаха, попроси Аллаха, чтобы Он ввёл меня в рай!” Он ответил ей: «О мать такого-то, поистине, старуха в рай не войдёт». Она заплакала и стала уходить, и Пророк сказал: “Скажите ей, что она не войдёт в рай, будучи старухой, ибо, поистине Всевышний Аллах говорит: «Мы сотворим их заново и сделаем их девственницами»» (сура аль-Вакъи’а, 56:35-36)» (ат-Тирмизи в «аш-Шамаиль»).

Однажды один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение), чтобы попросить у него верховое животное. На что Пророк ответил ему: «Хорошо, я дам тебе детеныша верблюдицы». Человек сказал: «О, Посланник Аллаха, что я буду делать с детенышем верблюдицы?» (имея в виду, что он не годится для езды или перевозки тяжести). На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Разве не каждый верблюд есть детеныш верблюдицы?» (Сунан Тирмизи, Сунан Абу Дауд, Муснад Ахмад).

Посланник (мир ему и благословение) имел обыкновения называть мальчика Анаса ибн Малика, который прислуживал ему: «О, обладатель двух ушей» (ведь у каждого человека есть два уха) (Сунан Тирмизи и Абу Дауда).

Но нужно помнить, что не всякая шутка приятна и полезна, если шутки лживы, пугают людей, обидны окружающим, высмеивают или обижают кого-то, то такие шутки будут запретны.

 

Итак, какие шутки порицаются и запрещаются в нашей религии:

1) Нельзя смеяться над религией, священными для верующих людей вещами – такой смех вообще может привести человека к отпадению от веры:

«Если ты их спросишь, они непременно скажут: “Мы только болтали и забавлялись”. Скажи: “Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали”» (сура ат-Тауба, 9:65-66).

Также нехорошо издеваться над патриотическими чувствами человека – любовью к родине, над чужими родителями и родственниками. Нельзя высмеивать другие народы, выставляя их в глупом и унизительном виде – и вообще, национализм не должен быть присущ верующим.

2) Нельзя шутить в вопросах брака и развода, поскольку развод данный в шутку будет действительным:

«В трёх вещах серьезность и шутка равнозначны: брак, развод, и возвращение разведённой» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

3) Нельзя пугать другого человека, даже в шутку:

Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) рассказывали, что однажды во время одного из походов вместе с Пророком, один из них уснул, и пока он спал, они взяли его стрелы. Когда же он проснулся, то испугался, и они стали смеяться.

Пророк (мир ему и благословение) спросил их: “Почему вы смеётесь?” Они сказали: “Мы взяли его стрелы, пока он спал, что испугало его”. Тогда он сказал: “Запрещено мусульманину пугать мусульманина!”» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

«Пусть никто из вас не берёт даже палку своего брата ни в шутку, ни всерьёз! А тот, кто взял палку своего брата, пусть вернёт её ему» (Ахмад, ат-Тирмизи).

4) Нельзя лгать, даже в шутку.

«Когда люди сказали Пророку (мир ему и благословение): «О, Посланник Аллаха, ты подшучиваешь над нами?» Он ответил: «Поистине, я шучу, но я не говорю ничего, кроме истины» (Ахмад и ат-Тирмизи)

«Горе тому, кто рассказывает что-либо и при этом лжёт, чтобы насмешить людей. Горе ему, горе ему!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)

Отсюда мы видим, что розыгрыши, когда человека пугают, пряча его вещи или рассказывая ему какие-то фальшивые сообщения – допустим, о том, что его уволили с работы, которые приняты в некоторые дни года (как 1-го апреля), не подобают мусульманам.

5) Запретны злые шутки, придумывание обидных прозвищ для других людей, злословие о других людях ради смеха.

Порицается злорадство над чужой бедой – когда человек поскользнулся и упал, потерял что-то, когда вашего товарища по учебе или коллегу по работе отругал начальник или учитель. Также не подобают верующим шутки над чужими физическими недостатками – если человек хромает, носит очки, слишком худой или слишком толстый.

«О те, которые уверовали! Пусть одни из вас не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами» (аль-Худжурат, 49:11).

6) Запретны будут шутки над грехом, над запретными вещами – супружеской изменой, к примеру; шутки, где используется нецензурная брань.

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости» (Аль-Маида, 5, 2).

8) Все шутки должны быть к месту и вовремя.

«Сподвижники посланника Аллаха, бывало, бросались друг в друга арбузными шкурками, но, когда речь заходила о серьезных вещах, они были мужчинами!» (аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад).

То есть, будут неуместны шутки в мечети, особенно во время проповеди или лекции, шутки на похоронах или на кладбище, при чтении Корана или серьезном разговоре о религии.

 

Чрезмерный смех вреден для духовного состояния человека

Следует помнить, что все хорошо делать в меру. Наша религия призывает нас к умеренности и золотой середине во всех вопросах. Если человек привыкнет без конца шутить и все поднимать на смех, есть опасность, что из его сердца будет уходить страх перед Аллахом, богобоязненность, страх перед совершением греха. Такой человек постепенно забывает о смерти и об отчете за свои грехи в будущей жизни.

Пророк (мир ему и благословение) предупреждал об этом верующих:

«Не смейся много, ибо, поистине, множество смеха умерщвляет сердце» (аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад»).

Имам Мунави дал более подробное объяснение понятия духовной смерти сердца:

«Чрезмерный смех приводит к черствости сердца, которое, в свою очередь, ведет к беспечности, и смерть сердца происходит никак иначе, кроме как вследствие беспечности».

Далее он поясняет: «Привычка к постоянному смеху отвлекает человека от размышления над серьезными вопросами, тот, кто чрезмерно смеется, не может вести себя достойным образом, он не пользуется уважением у людей. Тот, кто ведет себя подобным образом, не может высказать достойной мысли или совершить достойного поступка».

Он добавляет: «Чрезмерный смех и чрезмерное беспокойство о мирских делах является смертельным ядом, который течет по жилам и удаляет из сердца страх (божественного наказания), печаль о своих грехах, память о смерти и ужасах Дня Воскресения, это и есть смерть сердца. И подобные люди наслаждаются только жизнью этого мира, «ибо мирская жизнь по отношению к загробной жизни есть ни что иное, как временное ничтожное развлечение»» (Коран, 13, 26). (Файдуль-Кадир, шарх Джамиус-Сагыр).

 

Какой можно сделать вывод?

Нет ничего дурного в умеренном чувстве юмора, как мы видим это на примере благородного характера Пророка (мир ему и благословение), если это делается с намерением порадовать себя и других ради Аллаха.

Однако следует помнить, что не всякая шутка приятна, желание повеселиться не должно переходить в издевательство, злословие, нельзя даже ради шутки говорить неправду, пугать других людей. Тем более, очень опасно смеяться над вопросами религии.

Следует быть осторожными и не злоупотреблять смехом и развлечениями, поскольку чрезмерное веселье приводит к беспечности и легкомыслию, что, в свою очередь, может привести к духовной смерти сердца.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle